Земля - наш общий дом. История фестиваля

Уже в XVII раз детские и молодежные коллективы из разных стран приезжают в Екатеринбург, чтобы познакомиться с культурой нашей страны и подарить жителям города частичку своей. «Земля - наш общий дом» - это всегда большой праздник мира, добра и дружбы, это фестиваль с удивительной историей и впечатляющими масштабами.

Сейчас это трудно представить, но начинался фестиваль в те годы, когда об иностранцах на Урале и мечтать не могли. Даже если они музыканты или дети. В 1982 году в Свердловске прошел областной детский праздник «Широка страна моя родная». В Екатеринбург съехались  поющие, танцующие, играющие на национальных инструментах посланцы союзных республик. На один из фестивалей из Свердловска даже отправили  два самолета в Литву и Грузию, чтобы  ребята смогли прилететь на Урал. Слова «спонсор» тогда еще не было, но завод им. Калинина и Оптико-механический были именно теми, кто оплатил спецрейсы авиалайнеров.

Цитата из газеты «Вечерний Екатеринбург», 1992 год:

Вся география представлена здесь, во вдруг ставшем тесном большом фойе. Перевязывает ленты на пуантах очаровательная хрупкая балерина из Пермского хореографического училища, бережно поправляют розы, лежащие на вышитых полотенцах, девушки из болгарского ансамбля «Солнечный берег». Укладывают свои инструменты ребята из узбекского ансамбля «Ритмы Согдианы»: таулак, дойра, довуль, нагара – где вы еще сможете услышать их звучание? Словом, в фойе было побывать ничуть не менее интересно, чем в зале.

В 1986 году фестиваль сменил название - «За мир и дружбу на земле» и стал всероссийским,  а в 1988 году у него появилось его нынешнее имя «Земля – наш общий дом», статус международного и эмблема. Символ фестиваля  – скворец Федот - появился в 1990 году. Его имя так и расшифровывается ФЕстиваль ДетскогО Творчества. Поющего на фоне разноцветных ноток птенца придумал бывший военный летчик,  свердловский художник Владимир Могилевский. Традиционно гостей фестиваля во время открытия встречают маленькие Федотики с хлебом и солью.

Цитата из газеты «Вечерний Екатеринбург», 1992 год:

В валенках и пуантах, папахах и тюбетейках, халатах и сарафанах, с трещотками и виолончелями все юные артисты были одинаково счастливы и одинаково любимы публикой. И не было на фестивале ни первых, ни последних. Наши, екатеринбургские коллективы, тоже показали, что богат город, носящий имя Екатерины, не только организаторами и спонсорами, но и талантами.

В 1992 году,  произошло самое мощное закрытие фестиваля. Гала-концерт, в котором принимали участие все гости, прошел в Москве в Государственном концертном зале «Россия». А позже, в 1998 году, в Детской филармонии был впервые поставлен мюзикл. Он стал финалом VII фестиваля. Российско-австрийско-голландский мюзикл Герольда Амана «Теория тепловой энергии» был показан в Екатеринбурге, Москве, Австрии.

Добрая традиция фестиваля - костюмированное шествие по Екатеринбургу, которое впервые прошло в 2010 году. Это еще один праздник красок и творчества – по главным улицам города проходят сотни детей – каждый в своём национальном костюме и, конечно же, широко улыбаясь дружбе, солнцу и гостеприимному Уралу. В том же году фестиваль немного преобразился и обзавелся конкурсной программой. Конкурс проходит по нескольким номинациям: инструментальное, хореографическое, хоровое и фольклорное творчество.

Симон Аманн – инструментальный ансамбль «Jazz Disaster» Австрия:

Для меня фестиваль стал незабываемым. Я прекрасно провел время с хорошими людьми и хорошей музыкой, но больше всего мне понравилось знакомиться с культурой России через поездки, посещения музея и балета. Это было просто прекрасно. Я думаю, такой фестиваль нужен для того, чтобы провести мосты между странами и культурами и уменьшить границы между ними в наших умах.

Помимо этого, в летописи фестиваля: гала-концерты, мастер-классы, фестивали-спутники, художественные выставки, музыкальные конкурсы, обменные гастроли. За 37 лет в фестивале  приняли участие  более  40 стран мира и 20 тысяч юных артистов. Из Австрии и Венгрии, Италии и Индии, Сирии и Китая, Израиля и Франции, Болгарии и Чехии, Узбекистана и Молдавии, Германии и Грузии...

Были на фестивале и самые-самые. Например, детский хор Берлинского радио и телевидения был самым первым зарубежным участником фестиваля. Самыми дальними участниками по сей день остаются ребята из ансамбля латиноамериканских танцев из Пуэрто-Рико. Самый большой фестивальный коллектив – 110 певцов и музыкантов оркестра Министерства образования Сирии – приезжал на XIII фестиваль. Это были и самые хлопотные гости – мало того, что делегация огромная, так среди её участников оказались и дети главы сирийского государства. А самым представительным по географии стал XII фестиваль в 2008 году, на который приехали, музыканты, певцы и танцоры из 20 стран мира. Тогда гала-концерт фестиваля впервые транслировался в режиме онлайн.

Мартин Шеда - руководитель коллектива «Сарабанда», Чехия:

Это встреча культур. Нам всем это нужно. Когда этого не будет, я не знаю, как мир сможет оставаться цельным, куда он пойдет. Главное, что мне здесь нравится, благодаря чему я приобретаю новый опыт – это музыка, отличная от нашей.

Концепция фестиваля в 2019 году - «Территория дружбы, согласия и талантов». Генеральная ассамблея ООН провозгласила 2019 год – Международным годом языков коренных народов. Сегодня в мире 7 тысяч языков. В формировании национальных культур значительная роль принадлежала в первую очередь языку, изучению истории нации. Взаимопонимание культур на языке искусства – это верный способ к взаимопониманию, предупреждению войн и конфликтов, созданию обстановки единства, доверия и взаимного уважения.