Я не хочу быть преподавателем и служить хоровому делу, я хочу быть учителем и служить своим ученикам».
В 2000 году хоровая организация "Интеркультура", которая проводила до этого различные музыкальные конкурсы, решила впервые организовать Хоровые Олимпийские Игры, разделив участников на 26 певческих категорий. Сегодня это число возросло до 29 – детские хоры, юношеские мальчиковые хоры, юношеские девичьи хоры и так далее.
"Интеркультура" объединяет больше ста наций. В этот раз в Олимпиаде участвовало около 480 коллективов из 73 стран мира. Представляете масштаб, если учесть, что стандарт хорового коллектива – от 30 до 100 человек, а в среднем – 70 певцов?
С этой Капеллой я работаю три года, и то, что мы решились поехать на Олимпиаду – не случайно. Впервые я участвовал в Хоровой Олимпиаде в 2002 году в Пусане, в Южной Корее, где завоевал золотую медаль в номинации "певец". Именно там я понял, насколько это явление прогрессивно и важно для мировой культуры, и именно это помогло мне в становлении как дирижеру. В 2004, 2006, 2008 годах я выступал на Хоровой Олимпиаде в качестве дирижера с хором мальчиков и юношей из Сургута.
В этот раз мы не ожидали, что дойдем даже до финала, потому что в нашей номинации получить «золото» очень сложно. Только хор, набравший свыше восьмидесяти с половиной баллов, может рассчитывать на золотую медаль. На протяжении многих лет в нашей номинации не было чемпионов вообще, и вот, спустя четырнадцать лет, Россия взяла золото с результатом восемьдесят три целых семьдесят пять сотых балла – фантастика! За восемь Олимпиад это стало третьим золотом в нашей номинации, и третьей победой России на самых крупных хоровых состязаниях планеты. Кстати, следующая Олимпиада 2016 года пройдет в Сочи.
Для нас эта победа – не только радость и честь, но и особая ответственность. Сейчас мы представляем не просто город, а национальные традиции, государство, свой жанр во всем мире, и это признание страны на мировом уровне крайне важно для нас. Тем более, что русскому народу обязаны сотни народов. Я всегда советую детям гордиться тем, что мы русские, потому что в нас есть то, ради чего стоит жить, погибать, перезагружаться и перевоссоздавать мир во всем мире. Я говорю не про этническую принадлежность, а про цивилизационную. Русская цивилизация – это цивилизация жизни, цивилизация любви, это большой жизненный опыт. Когда человек способен на любовь, он способен на сострадание.
Любовь всегда побеждает, потому что это чувство самое сильное. Мы строим свои коллективы не на отборе лучших певцов, а на вовлечении участников в социокультурную атмосферу. И отбор происходит не искусственным путем, а тогда, когда ребенок сам выбирает, насколько ему подходит эта среда и эта идеология любви, подразумевающая, что все равны, и нет даже превосходства дирижера. Конкурс провоцирует на ситуацию быть лучше всех, но когда ты настраиваешь себя на то, что должен быть первым, результата добиться не сможешь.
Принято считать, что глаза – зеркало души. Для меня и голос – такое зеркало, и как только в человеке появляется высокомерие, в его звучании слышатся другие ноты и весь хор звучит по-иному. Это уже не сотворчество, а конкуренция. Звуки в высокой позиции несут в себе возвышенные, одухотворенные, окрыленные эмоции, в низкой – безжизненные и болезненные. Воздействие на слушателя происходит на уровне физиологии. Один и тот же звук может быть абсолютно противоположным по смысловой нагрузке.
Для меня хор – это больше, чем музыкальный ансамбль или оркестр, потому что хор в православной церкви – это основа ритуалов, одухотворенная музыкальная молитва. В России до семнадцатого века музыкальное развитие происходило в хоровом акапельном жанре, и, как правило, в мужской традиции, поэтому для нашей страны хоровое пение характерно.
Именно хоровой оркестр из певческих голосов может творить музыкальные чудеса, ему подвластны разные направления, стили, приемы. Певческий голос – самый выразительный и самый хрупкий инструмент. У мальчишек есть такая особенность в голосе – после пика наступает мутация и слом. Представляете себе, какую трагедию испытывают они в этот момент? Но они все равно едут на Олимпиаду, поют всего четыре ноты, которые у них остались. Они в команде, и благодаря этим четырем нотам у хора появляются нужные технические характеристики. В этом и есть наша команда. Это модель отработки нашей цивилизации, и очень серьезная школа воспитания.