Кто лучше поёт: мальчики или девочки? Почему школьникам интересен репертуар Свиридова, Мусоргского и Пахмутовой?
Об этом и многом другом мы поговорили с руководителем капеллы мальчиков и юношей Свердловской дет- ской филармонии, лауреатом междуна- родных фестивалей Вячеславом Кульмаметьевым.
–Вячеслав Рафаилович, скажите, я вот не пою, а вообще петь приятно?
–Это физическое и эмоциональное удовольствие. Музыка – специфический язык общения. Если неудобно петь, слушателю неудобно слушать. Успех – в правильной хоровой школе. К нам иногда приходят запущенные в музыкальном и голосовом плане дети. Они не могут издавать звуки. Процесс естественного пения угасает в народе. Осталась только разговорная речь. Сейчас некоторые подростки не могут и звук из- дать, не то что гимн страны исполнить.
–Интересно, а что предпочитают петь ваши ученики?
– Им, конечно, нравится не всё, что нам кажется простым для восприятия. Моя задача подобрать программу, понятную и близкую им. Конечно, я формирую репертуар из того, что считаю интересным и важным. Этот процесс схож с раскрывающимся цветком. Есть непростая для понимания, требующая определённой подготовки музыка и есть произведения лёгкого жанра. Любовь к сложной музыке приходит быстро. И удивительно, что потом ребята называют любимыми произведения из духовного репертуара.
–Возраст мальчиков в капелле очень разный.
–У нас коллектив смешанный и по типу голосов, и по возрасту. В одном концерте самому юному участнику может быть 8 лет, а самому старшему 23 года. Раньше разброс был ещё больше: в последних рядах стояли мужчины со сформировавшимися голосами. Это традиция и русской, и западной певческой культуры. До XVII века хоровой жанр развивался в стиле а капелла с опорой на мужские голоса. Поэтому дело, которым мы занимаемся, исконно мужское. И мы поём музыку, написанную именно для такого состава, каким бы ни казалось сложным содержание. Здесь особая тембровая драматургия: музыка писалась с учётом звучания голосов мальчиков, девичьи не могут передать эти краски.
– А чем отличаются голоса мальчиков и девочек?
– Примерно до 10 лет голоса совпадают. Потом у девочек появляется яркость, насыщенность, а у мальчиков в голосе остаётся детскость, лёгкость. У девочек голос развивается эволюционно, у мальчиков революционно. Мужской голос развивается до 25 лет – это только интенсивная фаза. У смешанного мужского хора очень большой диапазон (четыре октавы), в отличие от де- вичьего, где только полторы. Представьте, вся баховская музыка написана для такого состава. Удивительная подвижность голоса!
– Наверное, это очень трудно – увлечь подростков пением?
– 11 лет я руководил хором в Сургуте и оказался востребованным как дирижер именно таких коллективов, потому что с ними не все умеют работать, считая мальчиков трудным контингентом. Это не так. Просто надо знать и учитывать их особенности. Что могут мальчики, не под силу девочкам. Сейчас мы готовимся к конкурсу духовной музыки в Ватикане: участвуем и в юношеской номинации, и в свободной, где будем представлять русскую культуру. Это наша политика: нести русскую культуру. В этом, как нам кажется, наша серьёзная мужская роль.
– Вы часто выезжаете на гастроли и конкурсы?
– Конечно. Раньше каждый год участвовали, чтоб оценить свои возможности и перспективы. Необходимо постоянно находиться в диалоге с другими школами и певческими культурами. Мы, к слову, участвовали во Всемирной хоровой олимпиаде. Это конкурс любительских хоров, проходящий раз в два года. Участвуют в нём более 90 стран, есть свой символ, легенда, гимн. В конкурсе 26 номинаций и 26 коллективов - победителей, которые имеют возможность поднять флаг и петь гимн своей страны для 50 тысяч человек.
Иван ГОРНУНГ, 17 лет.