Руководитель хора, заслуженный работник культуры России Марина Макарова уверена: чтобы раскрыть артистизм, необходимо быть свободными в своем проявлении и систематически работать над собой.
Действительно, в Детской филармонии была капелла мальчиков, они работали на спектаклях в Оперном театре, участвовали в постановках «Пиковая дама», «Борис Годунов», но, поскольку мальчиков было недостаточно, нужно было набрать девочек. Меня пригласили в Детскую филармонию, чтобы я начала работать с группой девочек. Потом через какое-то время капелла перестала выступать в Оперном театре. А девочки, которые были набраны, остались. Я стала работать с ними. Поскольку капелла мальчиков занималась отдельно, сформировался коллектив, в котором были только девочки.
Название «Джаз-хор» придумали вы?
«Джаз-хором» мы стали называться намного позже, лет через 7–8, сначала это был просто Детский хор. Название «Джаз-хор» – моя задумка, в то время все пели одинаковую музыку, пионерские песни, духовные произведения. А эта ниша была никем не занята, и мне показалось, что я должна и могу ее занять. Мы начали петь непривычную для аудитории музыку, нам она очень нравилась. Сейчас это название не совсем актуально, потому что за много лет мы сильно разрослись, и эта направленность репертуара дала определенные ограничения. Поэтому, чтобы не быть ограниченными в мероприятиях, в которых мы можем принимать участие, как в академических, так и в народных, необходимо было расширить репертуарные рамки. Но название так и осталось.В прошлом году на «Свежем ветре» в Осе «Джаз-хор» стал обладателем Гран-при детско-юношеского джазового конкурса в семнадцатый раз. И это не считая побед на различных других российских и международных конкурсах. Какая она, эта история создания искусства — «искусства побеждать»?
Победить можно, только имея очень хорошую базу, мастерство, без этого выигрывать невозможно. Нужно быть нацеленным на то, что ты едешь на определенный конкурс. Каждый из них предполагает наличие определенных навыков, репертуарной политики. Не на каждый можно ехать с одинаковой программой. Бывают конкурсы, где существует обязательная программа, которую высылают заранее. В ней четко обозначено то, что нужно выучить. Бывают и определенные требования. Каждый конкурс требует абсолютно разной подготовки. Тут какого-то общего рецепта успеха найти невозможно, но в любом случае подготовка к любому конкурсному выступлению и концерту — это разные вещи. На концерте можно показать всю программу, а конкурс — это локальная история, на нем за короткое отведенное время необходимо максимально продемонстрировать то, чем владеет коллектив.
«Джаз хор» — уникальный проект, на сцене происходит синтез необычной постановки, ярких образов и, конечно, исполняемого репертуара. Как вам удается достигать этого эффекта?
Мы берем детей в младшем возрасте и настраиваем на то, что они должны пройти возрастную вертикаль. Они приходят к нам в пять лет, мы их растим, они воспитываются в одном месте, в одной манере, передаются навыки из младших групп в старшую. Здесь секрета нет, это преемственность. Мы в дальнейшем не берем детей со стороны. Нам не нужно никого переучивать, после восьми лет у нас нет набора. Набирая группу малышей, мы ведем ее до окончания школы. Понятно, что не все доходят до конца, кого-то что-то не устраивает, ведь требования очень серьезные. Набираем специально намного больше, потому что на выходе остается ограниченное количество детей. Но именно эти дети, которые остаются до конца, научены так, как хочется нам.
Что важно для создания неповторимого и стильного сценического образа?
Присутствие вкуса, прежде всего. Если есть вкус у человека, который занимается с этим коллективом, то картинка сценического образа встает в визуальном воображении. То, что ты хочешь, ты должен воплотить, а как ты это воплощаешь — это твое решение и ответственность. Необходимо воодушевить детей на то, чтобы думать, трудиться, учить. Для того чтобы быть успешным в нашем коллективе, нужно уметь выполнять много задач одновременно. Нужно знать музыкальный материал, текст, понимать образ. Но они в этом живут с самого детства, поэтому для них это все органично и логично.
В чем заключаются отличия между младшим и старшим хором?
Младший хор — это возраст с 5 до 7 лет, они совсем еще маленькие, детский сад, они делают свои первые шаги. Хотя на их уровне это не так просто. Мы их учим двигаться, пластически выражать свою эмоцию, быть артистичными, работаем с родителями, чтобы дети качественно учили тексты. Поэтому на своем возрастном уровне они многое умеют. У старших ребят занятость больше, у них есть и владение инструментом, и сольфеджио, и музыкальная литература.
Какие основные качества вы воспитываете у своих учениц?
Для меня очень важно, чтобы они были порядочными, абсолютно честными перед собой и коллективом. Дети должны уметь выстроить взаимоотношения друг с другом, с педагогом. Всему остальному мы научим, а то, как они ведут себя внутри коллектива, — для меня это важнее всего, потому что мы ездим на концерты, переезжаем из города в город, участвуем в фестивалях. И, конечно, если есть какая-то червоточинка в человеке, то всем становится некомфортно. Поэтому я очень рада, когда у них добрые, нормальные, порядочные отношения. Важно, чтобы все друг к другу относились с уважением.
Конкуренции в коллективе нет?
Конкуренция есть всегда. Другой вопрос — какая конкуренция, для чего она нужна. У нас все дети способные, и они все понимают, у кого и какие данные. Мы воспитываем так, чтобы они адекватно представляли себя в коллективе. Данные есть у всех, но у всех они разные. Музыкальная одаренность выражается в красоте тембра, артистичности. Кому-то это дано свыше, и все понимают, что вот этот человек одарен больше, чем остальные. Какая тут конкуренция?! Это просто понятие и принятие, определенная данность.
Недавно вы приняли участие в федеральном телешоу «Ну-ка все вместе! Хором!», вышли в финал и стали призерами этого конкурса. Расскажите о своих впечатлениях.
Впечатления остались очень хорошие. Получился яркий и непредсказуемый финал. Шоу абсолютно объективное, непредвзятое, люди как считали нужным, так и голосовали. Очень интересный опыт общения в другом пространстве, это сильно отличается от обычного конкурса и концерта. Интересно было именно детям: атмосфера похожа на съемки крутого фильма, декорации, свет, камеры, визаж, парикмахеры. С точки зрения качества восприятия, мне кажется, мы сделали все, что возможно. Нам очень понравилось, мы приехали под большим впечатлением. Получилась интересная история для жизни коллектива, с хорошими воспоминаниями.
В новой редакции кантаты английского композитора Карла Дженкинса «Адиемус» впечатлила идея сцены, когда каждая из девочек достает из рюкзака книгу, которую читает в данный момент: «Илиада», «Бесприданница», «Игрок», Ремарк, Вересаев, Мураками, Коэльо, Хаксли. Где находите вдохновение для придания постановке уникальности?
Это идея московского хореографа, постановщика Ивана Фадеева. Если человек слушает музыку, думает, как это воплотить, знает коллектив, то идеи рождаются сами.
Как получается в каждой девушке раскрыть артистизм, но при этом позволить ей оставаться самой собой, сохранить естественность?
Непросто дойти до артистизма, с этим нужно все время работать. Мы предпочитаем, чтобы девушки уже с малых лет понимали, что каждая репетиция для них уже результат. Они должны на репетиции выдавать то, что потом исполнят на сцене. Это большая практика, они должны привыкнуть к тому, что они должны работать. Им дается та основа, которая для них понятна и удобна. И эта основа должна сохраняться и на репетиции, и на разборе, они должны действовать в этой истории всегда. Для того чтобы выйти на сцену и показать результат, необходимо все время работать над собой. Если есть база, система и наработки, то все получится.
Беседовала Елена Медведева