Событием первой половины 2022 года для ансамбля танца «Улыбка» Свердловской детской филармонии стала премьера новой программы TRAVEL DANCING ШОУ «Легенды земли уральской». Над ней работали разные хореографы - Геннадий Минх, Наталья Лысцова, Сергей Смирнов, Ашот Назаретян, постановки которых объединила в танцевальную сюиту автор идеи проекта, художественный руководитель «Улыбки» Ольга Журавлёва.
И юные артисты, и зрители всех возрастов совершают интереснейшее путешествие во глубину Уральских гор, откуда произрастают все богатства здешних мест. Путешествие к истокам и обратно. Вдоль могучих уральских рек, по берегам которых селились коренные народы, по деревенским праздникам, где всегда плясали, где каждый народ своим костюмом и традициями гордился и чужие уважал, по ярмаркам и торжкам, куда съезжался торговый люд с далёких и ближних краев и, очарованный красотой Урала, оставался здесь, пускал корни.
Завораживающе-мистический пролог на музыку Zventa Sventana – оживающая гора, состоящая из камней и камушков, вековых глыб и мелкого песка, символизирующая силу и единство Урала, где живут представители более 160 национальностей, хранящих традиции предков и называющие себя уральцами.
Полтора часа сценического действия, в котором задействован весь концертный состав «Улыбки», около ста человек – от малышей, выходящих в свирельных хороводах, до почти выпускников – статных, сильных, красивых в каждом танце. Как знаменитая горка уральских самоцветов, складываются в узорчатую мозаику мордовский, башкирский, удмуртский, русский, казачий, армянский танцы. Каждый – особенный, каждый – заметный, ни один не перепутаешь. Разные по жанру, по настроению, по назначению они – часть традиционной культуры. Юные артисты не просто в стремительном темпе переодевают юбки и рубашки, пояса и фартуки, головные уборы и украшения, расписные сапоги и лапти, они успевают и что-то поменять внутри себя, становясь на время танца «другим», меняя движения рук, особенности взгляда, повороты головы, пластику тела, принятые у марийцев, грузин, мордвы, татар…
Более сотни костюмов, придуманных и изготовленных главным художником Детской филармонии Оксаной Бакеркиной – особая гордость программы. Кокошник, калфак, кича, сорока, бурек, тухья, панго.... Заковыристые названия головных уборов чувашей, башкир, марийцев, русских. Часть национального костюма – бытового, праздничного, обрядового. Момент идентичности любого народа. Предмет любви и гордости за свою непохожесть. Элемент сакральности - хранимый, почитаемый и передаваемый через поколения. Конечно, в сценической версии костюмов присутствует элемент стилизации. Но они максимально аутентичны в цветовой и орнаментальной гамме, в композиционном решении, в использовании деталей отделки. Татарские сапоги, например, расписаны в технике, имитирующей кожаную инкрустацию, на фартуках – традиционная тамбурная вышивка. Щедро использована пестрядь (ткань с особым переплетением нитей), популярная у многих народов, жаккардовая тесьма, хлопковое кружево (подчас – старинное), много ручной вышивки, аппликации, настоящие монеты, без которых невозможно представить монисто.
Сквозная нить программы – бытующая в сказах и сказках легенда о трех великих уральских реках, о красавицах, вышивавших ковер, о людях, прославивших край. «По сию пору вышивается тот ковер, что Бизяк дочерям своим завещала. Все новые ниточки узоры на нем выкладывают. И нет тому делу ни конца, ни края…». Так заканчивается легенда. Финал программы – стремительная, огненная, лихая «Уральская семёра». Обычно ее танцуют семь человек, «вспоминая» уральские деревенские гуляния, где затейник буквально загонял молодых людей в танце, стремясь показать их удаль и выносливость. Легендарная «Семёра» превратилась в огромный многонациональный пляс: смешались в замысловатых русских движениях чуваши и грузины, марийцы и татары, большие и маленькие, парни и девчонки. Наверное, и раньше так бывало...
Кто мы, живущие на этой земле, люди разных национальностей? Мы - уральцы! Нас много, мы очень разные, и в этом наше счастье! Счастье видеть мир по-разному и хотеть рассказать, как он разнообразен и прекрасен. И пока танцуем вместе, мы живем в мире.
Материал подготовлен Наталией Подкорытовой.