Проводники культуры. Истории тех, кто встречает и сопровождает на пути к искусству

В каждом учреждении культуры есть свои «проводники» — люди, которые помогают гостям пройти путь к искусству легче и проще. Подсказывают, выручают и поддерживают, находят нужные слова и действия. Наш новый текст — благодарность им, признание их важной постоянной работы. Три героини — три монолога о посетителях, случайных (и неслучайных) наблюдениях и огромной любви к своей профессии.

«С постоянными зрителями устанавливается связь»
Татьяна Коновалова, контролёр билетов в Детской филармонии с 2012 года.

Каждого зрителя мы стараемся приветливо встретить, каждому уделить внимание, чтобы люди остались в хорошем настроении. Для такой работы главные качества — внимание, доброжелательность и чуткость. Важно замечать, что происходит рядом, даже какие-то совсем мелкие нюансы, и стремиться помочь в любой ситуации. Например, иногда люди путают даты или учреждения, приходят не с теми билетами — в таких случаях стараемся вместе разобраться, подсказать какие-то способы решения.
Мы и сами с удовольствием слушаем концерты — правда, не полностью. Когда начинается представление, ещё ждём опаздывающих зрителей — нужно их встретить, проверить билеты и во время аплодисментов незаметно провести в зал. А вот вторую половину концерта обычно уже захватываем. Но и тогда продолжаем выполнять свою работу. Например, следим, чтобы зрители не слишком много пользовались телефонами. Если экран включили ненадолго — тогда ещё ладно, может быть, там что-то важное. Но если кто-то непрерывно отвлекается, то стараемся каким-то образом на него повлиять, сделать замечание.
Контролёров не очень много, нас легко запомнить. Но и мы постоянных зрителей в лицо уже знаем, с ними даже устанавливается какая-то эмоциональная связь. Это — свои люди. Бывает, какие-то семьи сначала ходят регулярно на концерты, а потом начинают водить детей сюда на учёбу, в коллективы. Значит, они с филармонией уже сроднились. Была история, когда к нам долго ходили родители с мальчиком, а потом пропали. Приходят спустя несколько лет: оказывается, они записались в музыкальную школу и на концерты перестало хватать времени. А теперь мальчик вернулся уже не слушать других, а выступать сам, на нашей сцене. И мы узнали друг друга даже после такого перерыва, представляете?
В последнее время с ребятами приходит всё больше пап. Когда росли мои дети, было сложно даже представить, чтобы отец во всём этом участвовал — а сейчас ситуация меняется. Иногда дети настолько привязаны именно к папам, что даже отказываются заходить в зал без них. Помню, один мужчина водил на концерты дочку — поначалу она была маленькая, непослушная, как в мультике про обезьянок. А он её усадит, побеседует, покажет, как нужно себя вести — и постепенно она привыкла.
Порой, если ребёнок растерялся, подключаемся и мы: машем ему ручкой, вопросик какой-нибудь задаём, даже пританцовываем. Самое главное — отвлечь малыша от внезапных эмоций. Мы и родителей всегда успокаиваем — не спешите уходить, если ребёнок закапризничал! Подождите немножко, выйдите из зала на время и возвращайтесь потихоньку. Так вы поможете ребёнку преодолеть страх. Понимающих родителей, которые поддерживают своего малыша, я всегда благодарю.
В целом же, кажется, сейчас в воспитании больше раскрепощённости, чем прежде. Нередко бывает, что родители привели ребёнка на концерт, а сами сидят в телефонах — и все члены семьи как бы сами по себе. Хотелось бы, чтобы детям было больше внимания, чтобы за ними следили и были рядом. Детей надо приучать наслаждаться и восхищаться, относиться к работе других людей с уважением. Например, некоторые зрители бегут в гардероб, не дождавшись конца представления — такое надо преодолевать внутри себя. Благодарить хотя бы аплодисментами. Ведь реакция зрителей — это оценка труда всего коллектива. Признательность за то, что мы доставили им такое удовольствие. Это очень приятно и важно.

Источник: https://культура.екатеринбург.рф/common_content/item/city_post/2448
Беседовала: Александра Токтарёва Фото: Максим Субботин