К столетию российского джаза в Свердловском областном краеведческом музее открылась огромная фотовыставка, посвящённая традициям жанра на Урале. В богатейшую историю уральской джазовой музыки свою достойную страницу вписал и Джаз-хор Детской филармонии. И продолжает её писать.
В юбилейный для джаза год кроме множества концертов и фестивалей, коллектив под управлением Марины Макаровой стал триумфатором международного фестиваля «Поющий мир», проходившего в Санкт-Петербурге, и представил публике две неординарные программы. «Акустика. А-capellа» и «Адиемус» - непохожие друг на друга, с гигантской амплитудой музыкальных и артистических возможностей руководителя Джаз-хора и его участников, они демонстрируют уровень коллектива, удивляющего публику в режиме нон-стоп вот уже больше тридцати лет.
В самом названии «Акустика. А-capellа» две главные составляющие проекта, практически вручную собранного Мариной Макаровой: показать естественный голос хора и дать возможность зрителям ощутить магию трансформации звука в акустическом зале. Идея программы появилась благодаря… пандемии. В условиях социальной дистанции хор репетировал в пространстве зеркала зала. И, двигаясь между поющими, Марина Юрьевна почувствовала, как меняется звук, его наполненность, его фактура. В разных частях зала он трансформировался, становясь неожиданным, непривычным, интересным. Этот эффект и натолкнул на мысль сделать программу, выигрышную в условиях именно этого зала, показать произведения, способные притянуть непохожим звуком.
Зрители и артисты поменялись на время концерта местами. Хор отказался от традиционного существования: он все время в движении, постоянно меняется орнамент его построения – то закручивающаяся спираль, то «стенка на стенку», то «хаотичная» рассыпанность. Что-то звучит почти как в храме, что-то напоминает эхо, иногда звук прямо направлен на слушателя. Выходившие с концерта говорили, как материально ощутим был звук, как он в буквальном смысле двигался по залу: то летел стрелой, то разлетался капельками шёпота, то возносился как к куполу, то закручивался центробежной воронкой.
«Концерт эксклюзивный, рассчитанный, если хотите, на ценителей, гурманов. Чистое искусство. Это не броско, это для думающих», - говорит о своём проекте Марина Макарова.
«Адиемус» радикально иной – яркий, дерзкий, напористый. В переводе с латинского «adiemus» - «мы приближаемся, мы на правильном пути». И это единственное «понятное» слово в тексте песнопений, звучащих на несуществующем языке. Идея его исполнения принадлежит дирижёру театра «Новая Опера» Дмитрию Волосникову, поддержанная хореографом Иваном Фадеевым, солистами и музыкантами. Впервые джазхоровский «Адиемус» прозвучал в 2016 году на фестивале средневековой культуры «Ростовское действо», став его кульминацией.
В декабре та же творческая команда представила новую версию "Адиемуса" на сцене Екатерининского зала Детской филармонии и в двух городах Свердловской области. Почти две тысячи зрителей аплодировали этому сложносочинённому творению Карла Дженкинса, соединившего современную музыку и этнический вокал, солистов и хор, народные инструменты и симфонический оркестр, аутентичное барокко и джазовые импровизации. Музыкальный язык композиции буквально пронизан африканскими, арабскими, индийскими, китайскими, кельтскими мотивами. Полуторачасовое оркестрово-хоровое действо великолепно в гармоничной слаженности света, звука, движения. Платки, зонты, рюкзаки, свечи и, конечно же, пение - филигранная и точно попадающая в смысл музыки, завораживающая работа Джаз-хора. Движения - не фантазийная иллюстрация нот, а пластическая история с нежностью и страстями, полётом и отрешённостью, потерями и обретениями. Неповторимое хоровое фэнтези-шоу!
Оба проекта – логический, закономерный выход на новый уровень, подъем на новую ступень. И, как говорят его юные участницы – колоссальный опыт, приобретаемый через работу с хореографом, с другим дирижёром, другим пространством, с солистами и оркестром. И это очередное подтверждение стиля и образа отличного от других музыкального мышления, позволяющего Джаз-хору быть непохожим ни на кого.
Так было в момент создания нового коллектива в конце ХХ века и так это продолжается уже три десятилетия. В начале 90-х маститые джазмены, а в Екатеринбурге их всегда было предостаточно, не признавали новый эксперимент Детской филармонии: хор, девочки и джаз казались абсолютно несовместными. И прошло не меньше 10 лет, прежде чем они сдались. Джаз-хор признали не только уральские мэтры, но и на многих фестивалях и конкурсах от Швейцарии до Японии, откуда Джаз-хор везет только Гран-При и первые места, признали выдающиеся отечественные и зарубежные музыканты.
«Мы поём музыку в определенном смысле элитарную, которая не на слуху, в России редко звучит или вообще не исполняется. Мы умеем петь на разных языках и разную музыку - классику, этнику, джаз, достойный звучания поп, русскую музыку. На традиционных конкурсах не поём джаз. Не участвуем в джазовых конкурсах, потому что там нет хоровой номинации. Репертуар давно уже стал мультижанровым. Но джаз, конечно, занимает большое место в нашей жизни», - говорит Марина Макарова.
Джаз-хор Детской филармонии – девичий только по гендерному признаку. Он не похож ни на один хор, в котором поют только девочки. В нём нет умильности, томных взглядов, нелепых старомодных нарядов и скучного репертуара. Не случайно жюри конкурса в Санкт-Петербурге вручило специальный диплом "За создание сценического образа". «Мы много работаем над тем, чтобы девочки выглядели раскрепощенно, чтобы весь хор был интересным. Двигаться, быть выразительным – очень важно. Уроки хореографии у нас с младшего хора в расписании. Есть дети, которым многое не нужно объяснять: у них внутренний кайф от того, что делают. А есть вокально одаренные, но с зажимами, менее эмоциональные. С ними особо тщательно разбираем материал. Не всё сразу получается. Труд долгий и упорный. В некоторых произведениях заложена внешняя эмоция, драйв для которой естественен. А есть джазовые баллады, например, где всё внутри. Там надо лицом, глазами всё показать. С возрастом, возможно, это само приходит. А нам надо сейчас. Мы многое делаем статично, но и там есть артистизм и выразительность, которые не спрятать. И это завораживает. У девочек всегда есть отношение к той музыке, которую они исполняют», - продолжает Марина Макарова.
Что такое Джаз-хор сегодня? Как однажды про них написали – не совсем джаз и больше чем хор. Какой бы ни была словесная формула, безусловным остаётся его пробивная энергетика, солнечный драйв, виртуозное звучание, выразительность и стильный сценический образ. Меняются составы и поколения, но это остаётся, передаётся по наследству и имеет свойство приращения.
Легко ли быть непохожим, не таким как все? Очень трудно. Надо всё время об этом думать, всё время придумывать то, что ещё никто не делал, надо постоянно чем-то удивлять. Сезон от сезона нельзя жить на одном и том же, от Джаз-хора всегда ждут чего-то необычного. И потому он всегда в поиске. Никого не копируя, прокладывает свой путь.
Текст: Подкорытова Наталия для "Музыкального журнала". Выпуск №4 2022