– В 1992 году по городу пошло очень мощное оркестровое движение. Все взбодрились и стали во всех музыкальных школах организовывать оркестры. Первый, который здесь был, тоже создавался на базе одной из музыкальных школ нашего города. Но постепенно в него стали приходить ученики и выпускники других школ. Этот «всеобщий» оркестр стал относиться к Детской филармонии. Когда почти все его участники выросли, оркестровое дело встало. Потом пришли мы [c дирижёром и ещё одним руководителем Виктором Волоховым — прим.ред.] и подхватили оставшихся в ансамбле, но и те уже были очень взрослые. И тогда нам пришлось набирать новых участников на базе оркестра «Малахит», — рассказала о создании ОРНИ его руководитель Лариса Волохова.
В младшую группу берут с 6-8 лет с абсолютно нулевыми знаниями нотной грамоты. Руководители не проводят никаких прослушиваний и ориентируются лишь на желание ребёнка. Существует уже 4 детских оркестра.
– Не можем бросить наше любимое детище, — признаётся Виктор Волохов, также являющийся руководителем и дирижером оркестра.
Удивительно, но в оркестре, помимо народных инструментов, таких как балалайка, домра, аккордеон и баян, есть ряд сопутствующих инструментов: синтезатор, ударные, флейта и даже бас гитара.
В программе у ОРНИ есть народный концерт, классический и современный. Как рассказала Лариса Анатольевна, они выступали с концертом «Перезагрузка», где в прямом смысле перезагрузили весь коллектив. В первой части выступления музыканты вышли в строгой черной одежде и играли переложения классических произведений для народного оркестра. Для второй части они переоделись в народные костюмы и играли авторскую музыку основанную на народных мелодиях. И под конец, в третьей части, все участники ОРНИ вышли в элегантной одежде и играли современную музыку.
– Народный оркестр может сыграть всё! — утверждают руководители.
Интересно, что именно руководители оркестра народных инструментов Детской филармонии первые придумали такой формат выступления, когда под музыку читают произведения уральского писателя Павла Бажова, а в качестве визуального сопровождения используется песочная анимация! Сейчас такие перформансы очень популярны.
Участие в жизни оркестра положительно влияет на становление личности ребёнка. Ведь ребята занимаются в коллективе, общаются между собой, имеют добрых и понимающих наставников, которые ориентируют и направляют их. Что касается инструмента — он развивает детей не меньше, чем математика, и не важно, какой это инструмент.
– Любой инструмент развивает, а его выбор зависит от человека, — сказала Лариса Анатольевна.
Действительно, выбрать инструмент очень трудно, но, поговорив с ребятами, я выяснила, что всеми движет только желание играть именно на каком-то конкретном.
– Спонтанное решение. Я просто услышала название и захотела. Я его даже в живую не видела и представить не могла, что это, — высказалась Лиза Махнёва, играющая на домре.
Домру хотела выбрать и Даша Арамбитская, но уже пятый год неразлучна с фортепиано.
– Мне сказали, что у меня пока что слабые пальцы, и я пришла на фортепиано. Сейчас я не собираюсь менять его на другой инструмент и очень рада, что начала играть именно на нём, — рассказала Даша.
Ребята, с которыми мне удалось поговорить, занимаются в оркестре уже достаточно давно и собираются в дальнейшем продолжать карьеру музыкантов.
Здорово, что у нас в городе есть такие коллективы, как оркестр народных инструментов, которые знакомят детей, а на концертах — и всех желающих, с миром музыки. Я думаю, что каждому, кто будет в Екатеринбурге, стоит посетить Детскую филармонию, сходить на концерт ОРНИ и погрузиться в эту фантастически прекрасную атмосферу любви к своему делу.
Текст: Ксения Беспалова