Марина Макарова: «Нужно начать с первого звука, не дышать и закончить последним аккордом»

Два года назад Марина Макарова (художественный руководитель Джаз-хора), Злата Козловская (руководитель средней группы коллектива) и Сергей Юнганс (режиссер Свердловской музкомедии)  воплотили на сцене Детской филармонии крутой музыкально-визуальный проект с обязывающим названием «Весь этот Джаз-хор».  В его круговорот было вовлечено около двухсот поющих девочек, от самых юных, до взрослых выпускниц, всегда с удовольствием возвращающихся. На сцене в перекрестных лучах света, как в калейдоскопе, возникали неожиданные музыкальные узоры. Световые эффекты и переходы, красное и черное, графично прочерченные силуэты и едва проступающие полутона добавляли  и без того грандиозному зрелищу азарт и энергию. Постоянно двигаясь и перемещаясь, сливались и расходились составы - концертный с младшими, младшие с совсем малышками, старшие со средними, потом все вместе...  Дирижер управляет гигантской стихией музыки и света. Viva La Musica!

Сегодня в Детской филармонии Марина Макарова и Сергей Юнганс готовят новую версию шоу «Весь Джаз-хор. Продолжение», премьера которого состоится 24 октября…

- Новый проект сохраняет название, потому что оно очень точное, емкое, вызывающее ассоциации с известным фильмом Боба Фосса, - говорит Марина Макарова, - Оно пришло спонтанно, во время работы и оказалось очень точным. Потому что мне хотелось сделать большой проект, объединив весь коллектив, чтобы  маленькие увидели, к чему они должны стремиться, а взрослые вспомнили, с чего начинали.

- От идеи до воплощения путь был долгий, чем-то пришлось пожертвовать, что-то, наоборот, «прилетело»?

- Сделали всё быстро и именно то, что задумывали. Что-то изначально получалось, что-то мы додумывали. Начали с… финала, который из обыкновенного номера режиссер превратил в апофеоз.  И в первом проекте, и во втором интересный свет, играющий важную, если не ключевую визуальную роль, создавая объем, размывая границы, стирая индивидуальности, вычерчивая контраст.

- Организовать такую массу детей (почти 200 человек!) кажется невероятно сложным. Тем более управлять ими на сцене.

- Мне тоже так казалось, но только до того момента пока не начали работать. Дети видели, как вырастало нечто невероятно интересное, были готовы работать на сцене ещё, ещё и ещё: вышли-ушли, многое делали сами, старшие понимали, что нужно подойти и встать у тех кулис, помочь добежать малышам. Сложнее было с родителями, которым пришлось долго ждать во время репетиций. Мы делаем очень разные программы, сложные, иногда  тяжелые, вкладывая много времени и сил. А этот оказался праздником!  Музыкальный материал нам знакомый, практически все в репертуаре, надо было только красиво всё объединить. Все очень быстро зажглись. И горели, почувствовав себя актёрами.

- Общий зашкаливающий кураж ощущается и передается зрителям...

- Да! Это другая музыка, не такая сложная, какую мы возим на конкурсы.  Здесь - популярная, рассчитанная на обычного зрителя, где не нужно вслушиваться в каждую деталь, в каждое созвучие. Тут нужно получить заряд, ощутить драйв. Нужно начать с первого звука, не дышать, и закончить последним аккордом. Задача и была такая – вздохнули и на одном дыхании пронесли. Поэтому нон-стоп, когда одно в другое переходит, без объявлений.

- Огромная масса детей на сцене, огромная масса звука, концентрация  энергий и в центре маленькая хрупкая женщина-дирижер. В этом есть что-то мистическое.

- Были моменты на репетициях, когда было тяжело перейти из одного места в другое,  совместить взрослых и малышей. Но потом всё ушло.. Концерт идёт стремительно и кажется, что прошло всего пять минут, а на самом деле уже финал. Весь этот кипиш дал массу положительных результатов.  Мы поём много музыки, интересной, разной, сложной, но не хватало чего-то объединяющего. И вот появился режиссёр-единомышленник, который умеет развести массы детей, чтобы была очевидна структура, чтобы было развитие, драматургия. Мы изначально друг друга хорошо понимали, прислушивались друг к другу, шли на компромиссы, чтобы воплотить какие-то идеи.

- Продолжение будет совсем другим – по картинке, по музыке, по людям?

- Конечно, другое. Будет совсем другой репертуар,  режиссёрское видение абсолютно иное, новые световые решения.  Главное, будет совсем другая геометрия пространства: уберём кулисы, сделаем лофт и посадим на сцену бэнд Платона Газелириди. Это очень круто и намного сложнее с точки зрения звука. У маленьких детей опыта работы с живым оркестром нет. Будет непросто, но даёт совершенно неповторимую атмосферу.

24 октября Екатерининский зал Детской филармонии  удивится упругому  натиску  поющего, танцующего, свингующего Джаз-хора.  На публику обрушится совсем не девичья пробивная энергетика, солнечный драйв юности, виртуозное звучание молодости. Концерт превратится в шоу, в котором музыка – как процесс, как зрелище, как энергия. Музыка – как свет. Свет – как музыка.