Герои «Капитанской дочки» Александра Пушкина ожили на екатеринбургской сцене

В 1837 году Александр Пушкин написал исторический роман, сюжет которого развивается во времена восстания Емельяна Пугачева. На фоне кровавых событий развернулась нежная, искренняя история любви. Спустя два века герои пушкинской повести продолжают волновать юных читателей. В Детской филармонии состоялась премьера спектакля «Капитанская дочка».

В Детской филармонии работать над спектаклем на музыку Евгения Загота пригласили основателя и художественного руководителя Московского Детского музыкального театра юного актера Александра Федорова.
«Это же такая пушкинская загадка! Пушкин в первую очередь поэт, а его проза – это более серьезное открытие в русской и даже мировой литературе, потому что до него прозу так не писал никто! <…> Это произведение очень современное. Любовь, предательство, верность, борьба с самим собой. Все это есть у Пушкина, все это есть в произведении!, – поделился режиссер Александр Федоров, раскрывая актуальность постановки в этом году.
Музыку к спектаклю написал Евгений Загот, знакомый екатеринбургскому зрителю по мюзиклу «Декабристы», который с 2016 года не покидает сцену Свердловской музкомедии. Либретто к «Капитанской дочке» создал Карен Кавалерян. Творческий дуэт бережно отнесся к пушкинскому тексту, оставив основные сюжетные линии и героев. Но есть и новые персонажи.

«Слышишь, тихо… Бродит Лихо», – строчки из музыкального номера Лихо.

Лихо – аллегория судьбы. Метафизический персонаж. Один из самых фантастических и притягательных героев, созданных на сцене Детской филармонии. Лихо сопровождает Пугачева, направляет его, оберегает. Актриса Полина Новоселова, исполнившая роль Лихо, называет своего персонажа инфернальным. Это не человек, а нечто, находящееся выше.
«Александр Сергеевич Пушкин – он же мистификатор. У него в каждой строчке много смысла. Спектакль у нас очень женский. У нас есть судьба, есть мать, есть любовь. И вдруг неожиданно возникает это проведение. И появляется персонаж, которого нет у Александра Сергеевича. Лихо создает мистификацию на сцене. Есть пластический рисунок. Практически она создает Пугачева, забирает его. Это очень интересный персонаж, который сразу зрительный зал влюбляет», – поделился режиссер по пластике Майрбек Матаев.

«Прошепчут губы тихо «нет», Глаза ответят «да», – строчки из арии Маши Мироновой.

Конечно, как и у Пушкина, в спектакле не обошлось без романтической линии. Любовный треугольник, разворачивающийся между Петром Гриневым, Машей Мироновой и Алексеем Швабриным, держит зрителя в напряжении. Каждый герой меняется в спектакле, проходит свой путь преображения, обретая новые черты. Петр Гринев – эталон мужественного и храброго юноши, для которого слова честь и достоинство имеют большое значение. В моменты нежности он проявляется совсем с другой стороны. Маша Миронова, воспитанная в окружении любви, тепла и заботы, сражается за свою любовь, совершая мужественные поступки. Алексей Швабрин на глазах зрителя из предателя и человека без стержня превращается в юношу, способного признать свои ошибки и взять ответственность за свои поступки.
«Маша – это пушкинский образ, который он часто описывал в своих произведениях. С одной стороны, можно сказать, что его было легко сыграть, но у этого образа есть второе дно, когда эта девушка берет себя в руки и идет спасать своего возлюбленного. Это говорит об определенном стержне», – поделилась своими мыслями актриса Анастасия Филимонова.
Режиссер признается, что попытался наполнить спектакль действием. Ему хотелось, чтобы на сцене было много движений, чтобы зритель наблюдал за динамическим развитием сюжета, чтобы действия актеров от спектакля к спектаклю менялись.
«Мы пытались насытить этот спектакль физическим действием, чтобы актеры что-то делали на сцене. Не просто пели – у них прекрасные голоса, они сами очень красивые, но мы постарались и дальше будем стараться, чтобы спектакль насыщался действием», – говорит Александр Федоров.

«Но только чую я нутром, Что и не первый, но и не последний я», – строчки из арии Пугачева.

Емельян Пугачев – центральный персонаж спектакля. С его появлением начинается история, с его казнью история заканчивается. Лихо сопровождает Пугачева повсюду, оберегая свое создание, направляя его, успокаивая его в моменты слабости и отчаяния. Исторический персонаж всегда амбивалентный. Невозможно назвать его истинным злодеем, но и добродетель он не несет. Поступки Пугачева коварны и жестоки с одной стороны, и высоконравственный с другой стороны. Он благосклонен к юным влюбленным, но жесток к тому, кто противится его власти. Пугачев сам становится жертвой, не разглядев предателей в своем окружении. Его ария со строчками: «Но только чую я нутром, Что и не первый, но и не последний я», предвосхищает вопросы зрителей и раскрывает ход истории: еще не один самозванец в истории Российской империи возомнит себя царем и пойдет против закона. Только конец у таких историй одинаковый, и он ярко продемонстрирован в спектакле.

Таким получился мюзикл «Капитанская дочка» в Детской филармонии. Увидеть спектакль можно в ноябре (12+).

Глобал-Сити. Светлана Цыганова
28 октября 2024
https://globalcity.info/article/28/10/2024/62734