45 лет назад началась эта удивительная история – история появления на свет уникальной Детской филармонии и Капеллы. С легкой руки Ларисы Балтер, ее основательницы, Капелла мальчиков стала одним из первых коллективов новорожденной филармонии.
Эйнштейн однажды написал в письме: « Мы, физики, считаем, что разделение между прошлым, настоящим и будущим – всего лишь иллюзия, хотя и убедительная». 15 мая 2024 года такая вот иллюзия приключилась в зале Академической филармонии Екатеринбурга. Для многих слушателей, собравшихся там в тот вечер, она превратилась в реальность. Ведь там проходил юбилейный концерт Капеллы мальчиков и юношей Свердловской Детской филармонии.
Выступившая в начале концерта с приветственным словом от Министерства культуры Свердловской области Л.В. Вакарь поздравила всех причастных с юбилеем и заметила, что 45 лет это далеко не предел для такого уникального коллектива. Она пожелала Капелле столь же звездного продолжения и предложила рассматривать этот праздничный концерт как репетицию к грядущему 50-летнему юбилею коллектива. Репетицию, которая вдохновит и окрылит, в стремлении к новым вершинам хорового мастерства.
Как и любая творческая организация, Капелла переживала разные времена. Важно, что традиции, созданные в первые годы ее существования, нашли свое деятельное продолжение. Среди впечатляющего собрания наград, званий и дипломов самого высокого уровня, у Капеллы есть особый диплом – «За сохранение отечественных традиций работы с хором мальчиков». И вручен он был в знаковом для хоровиков месте – на сцене Государственной Капеллы Санкт-Петербурга. Именно там формировались и развивались на протяжении нескольких столетий культура и традиции русского хорового пения.
В свое время из рук Л. Балтер художественное руководство коллективом Капеллы приняли Ю.Бондарь, В. Кульмаметьев. На филармоническую сцену во 2 отделении концерта 15 мая выходили и те, кто участвовал в первых выступлениях под управлением Л. Балтер, и следующие поколения хористов, и, конечно, все составы сегодняшней Капеллы. Вот уже почти 5 лет она уверенно идет к новым достижениям и победам под художественным руководством Ф. Вейсгейма. А Ольга Чернова, замечательный педагог и хормейстер, с большой любовью и заботой ведет по ступеням мастерства самых юных музыкантов.
В общем, собрание вышло солидное. Тем вечером в зале филармонии не было случайных людей. Кажется, все, так или иначе, ощущали свою сопричастность торжеству, происходящему на сцене: как коллеги, «ветераны» Капеллы или родители нынешних хористов. Всех присутствующих объединяло счастье петь и счастье слушать. И это лучшее подтверждения преемственности поколений. А еще выпускники Капеллы доказали, словом и делом реальность «хорового братства», организовав финансовый Фонд поддержки, который уже обеспечил поездку Капеллы мальчиков на фестиваль хоров в Орленке этой весной.
Программа юбилейного концерта оказалась очень разноплановой и разножанровой. Его открыла «Запевка» Г.Свиридова на стихи И. Северянина: «О России петь — что стремиться в храм». Духовная музыка – живительный источник вдохновения. Одновременно это неотъемлемая часть работы и жизни Капеллы. Ведь исполнение духовных сочинений a capella – одно из обязательных условий участия в серьезных хоровых конкурсах. Светло и ликующе разносились по залу филармонии звуки хорового концерта «Слава в вышних Богу» современного российского композитора С. Смирнова. Это сочинение – часть конкурсной программы, с которой Капелла со своим руководителем Ф. Вейсгеймом победила на всероссийском конкурсе «Хоровая Казань 2023». Оттуда они привезли Гран-При и два золотых диплома. Ф. Вейсгейма жюри признало лучшим дирижером конкурса.
Совсем недавно, 5 мая, православные христиане отмечали Пасху — Светлое Христово Воскресение. Как отклик на это, в концерте прозвучало пасхальное песнопение «Ангел вопияше». В нем соединились воедино народные напевы и старое церковное знаменное пение. Хор прочно вошел в репертуар православных храмов, и не только в России. Долгое время его приписывали Мусоргскому. На самом же деле, автором является почти забытый ныне оренбургский регент и композитор первой трети ХХ века – Николай Уваров. С первой волной российских эмигрантов после революции 1917 года, «Ангел вопияше» попало вначале в Харбин. А после китайской революции – в Австралию, куда перебрались многие русские эмигранты. Они бережно сохраняли духовные традиции своей Родины. И по сей день в церквях Сиднея в пасхальное время поют «Ангел вопияше» Н.Уварова.
И еще одно конкурсное произведение a capella в программе – хор «Пантелей-целитель» из раннего творчества С. Рахманинова на сл. А. Толстого. Этот интереснейший хор коллектив подготовил для участия во Второй Дальневосточной хоровой олимпиаде, проходившей осенью 2023г. Результат – золотые медали и титул Чемпионов. Пантелей-целитель А.Толстого – это великомученик св. Пантелеймон, обладавший даром врачевания, только представленный в фольклорном духе. Само стихотворение – почти театральная сценка, в которой есть рассказчик, автор и молящая об исцелении чудесным елеем «хворая братия» – «душою увечная», и «разумом тяжко болящая». Музыка Рахманинова чутко реагирует на это «переключение» планов: от фольклорной песенности – к старинному церковному распеву, от мольбы – к молитве. Композитор создал хор полный иронии, изобразительности, юношеского озорства и глубокого смысла. А хористы Капеллы мальчиков в очередной раз продемонстрировали тем вечером свой профессионализм и артистизм в раскрытии музыкальных образов. И, конечно, мастерство пения a capella, умение чувствовать и понимать друг друга с полувзгляда-полувздоха.
Заслуженные аплодисменты слушателей вызвал мужской ансамбль под руководством дирижера и хормейстера Капеллы Василия Конькина. Впервые они заявили о себе, выступив как самостоятельная группа в конкурсе «Евразия-кантат» весной 2023г., и получили Серебро в номинации «Камерные ансамбли». Затем стали обладателями золотых медалей Второй Дальневосточной хоровой олимпиады. А в феврале этого года – золотого диплома конкурса «Мужское певческое братство» в Ижевске. Кстати, именно там состоялись важные для парней творческие встречи сразу с двумя современными композиторами, чья музыка входит в репертуар Капеллы. Это молодой композитор Кирилл Бузмаков, песня которого «Я ни разу не видел моря» прозвучала в исполнении Капеллы в концерте. И пермский автор Дмитрий Батин, с композиции которого «Город спит» начался камерный ансамбль под управлением Василия Конькина. В их исполнении так же очень атмосферно прозвучала советская песня 30-х годов Л. Книппера «Полюшко-поле», которая в массовом сознании давно стала народной. А «Коляда» С. Смирнова даже навеяла мысли об ожидании чего-то волшебного, о рождественском чуде.
Красной нитью прошла через 1 отделение концерта тема Родины Воплощенная в музыке, она неизменно присутствует в творчестве самых разных авторов – от классиков 19 и 20 веков до современных композиторов. В исполнении Капеллы под руководством Ф.Вейсгейма, она разнообразно прозвучала и в 3 хорах из Рахманиновского цикла, написанного им специально для детских голосов; и в замечательном произведении Г. Свиридова «Наша Родина – Россия (из цикла «Четыре песни на слова А. Прокофьева». Хористам удалось как нельзя лучше передать ощущение чего-то исконно русского, живущего в музыке Свиридова. Оно не поддается точному определению. Этот гимн Родине прозвучал в исполнении Капеллы удивительно тонко, гармонически прочувствовано, так, что замирало сердце и «мурашки бежали», а перед глазами вставали картины русского раздолья, бескрайних российских просторов.
Второе отделение открыли самые младшие артисты Капеллы мальчиков, которые вышли на сцену под руководством Ольги Черновой. Несмотря на свой «нежный» возраст, они тоже уже не раз становились победителями различных конкурсов в разных номинациях. В ноябре 2022 на международном фестивале-конкурсе «Ярославская мозаика» младшая группа Капеллы впервые получила Гран-при, обойдя десятки коллективов со всей страны. В апреле 2023 самые юные хористы Капеллы стали Лауреатами международного фестиваля-конкурса «Славянская весна» в Санкт-Петербурге. А в апреле этого года удостоились золотого диплома Всероссийского хорового конкурса в Нижнем Новгороде.
Вообще, мальчиковый хор — очень ранимый коллектив. Это коллектив, в котором дети растут, и не только творчески, но и буквально физически. Хор растёт и меняется в своём звучании. В бархатных костюмах они выглядят очень трогательно. Но они уже умеют работать, слышать и чувствовать дирижера. Пусть это пока только простые детские песенки, они приносят юным хористам радость от исполнения музыки. И эта радость передается всем, кто их слушает и понимает – это Будущее Капеллы.
После выступления малышей на сцену вернулся основной состав и в филармоническом зале зазвучали песни, которые давно уже стали для всех классикой, соединяя времена и поколения. «Беловежская пуща», спетая солистом Степаном Мальцевым, звучала так тепло и просто, словно он делился со слушателями своим, сокровенным. А количество хористов на сцене увеличивалось с каждым следующим номером концерта, стремительно приближая нас к апофеозу праздничного вечера. Малыши и первоклассники, старшая группа и выпускники объединились на сцене, чтобы выразить свою любовь и признательность мамам в песне Ю. Чичкова на ст. Пляцковского «Здравствуйте, мамы». И уж конечно не забыли песню «Сигнальщики-горнисты», без которой не обходилась когда-то ни одна артековская смена Капеллы.
Казалось, прошлое, настоящее и будущее сошлись в одной точке пространства и времени. В зале находились люди, которые помнят тот первый весенний концерт Капеллы в 1979 году. А выпускники Капеллы разных лет выстроились на одной сцене вместе с сегодняшними хористами под руководством Ф. Вейсгейма, чтобы спеть песню «Звездопад». Эта песня стала для всех поколений Капеллы символом дружбы и настоящего мужского братства. И это не забываемо.