Джаз. Хор. Время.

На международном конкурсе «Поющий мир» в Санкт-Петербурге Джаз-хор Свердловской Детской филармонии стал триумфатором.
«Золото» в двух конкурсных номинациях, спец-приз жюри за лучшее исполнение современной музыки и - Гран При. Кроме профессионального признания, был и огромный зрительский интерес питерцев к «провинциальному» коллективу. Многие, среагировав на необычное название, побывали на концертах, конкурсных выступлениях и стоя аплодировали в зале Государственной Капеллы самому неординарному поющему коллективу. Так случается практически на каждом конкурсе или фестивале, где участвует Джаз-хор — такой оригинальный, такой стильный. И трудно поверить, что когда-то все начиналось с… китайских платьев.

- На первый концерт, в начале 90-х, дети вышли в модных китайских платьях с дикими оборками. Пели плохо, но на разных языках, и все были счастливы. Тогда была невероятная атмосфера погружения во что-то новое, неизведанное, непривычное, - рассказывает Марина Макарова – создатель и бессменный руководитель Джаз-хора Детской филармонии. В середине 80-х, она, рафинированная студентка Свердловского музыкального училища, воспитанная исключительно на классике, совершенно случайно узнала про джаз. - У нас появился факультативный семинар «История стилей джазовой музыки». Я решила туда ходить, чтобы не тратить впустую большой перерыв между парами. Быстро поняла, что кроме Баха, Чайковского, Рахманинова ещё много интересного существует. В том числе и джаз. На пластинках, магнитофонных бобинах и кассетах мы слушали блюз, фанк, джазовые стандарты, обсуждали. Виктор Зайцев (заведующий училищной фонотекой) рассказывал о формах, стилях, направлениях. Было очень интересно! Но это не значит, что я начала запоем слушать, искать ноты, записи.

 - И прошло ровно 10 лет,  прежде чем появилось слово «Джаз-хор»

 - В Детской филармонии были поющие мальчики - Капелла. А у меня формировался хор девочек, и появилась возможность работать не в классическом стиле. Хоров тогда было много, пели все одинаковое, хотелось сделать  что-то другое, не похожее ни на кого.  Ожидавших меня  сложностей и проблем я не представляла. Когда сказали придумать название, я сказала «Джаз-хор». И мне оно показалось таким классным.

 - Это было просто необычное словосочетание? Или реально хотели петь джазовую музыку?

 - Конечно, хотела! Очень. Но абсолютно не понимала, что дети и джаз - вещи сложносовместимые.  Я наслаждалась музыкой, которая мне очень нравилась, и думала, что дети смогут ее исполнить также прекрасно. Мы начинали с рождественских американских песенок, спиричуэлсов. Не было ни нот, ни текстов, мы искали их повсюду, часто не зная первоисточника. Не каждый переводчик хорошо расслышит распевы, а мы переводили на слух английские тексты. Многие – неправильно, как выяснилось позже. И вообще они оказались совсем не детские. Самодеятельность! Но дико хотелось петь!

- Джаз - урожденный африканец. В центре России, на Урале его вознамерились петь девочки, да ещё и маленькие, да ещё и хором. Стартовое противоречие. Но 90-е - время, когда стирались границы невозможного, ничего не запрещали, казалось, что все получится...

- Коллектив только создавался, дети ещё ничего не умели и их не пришлось переучивать. За ними стояли родители, в основном мои сверстники, которым тоже нравился джаз. Тогда же на иностранных языках хоры не пели. Особенно на английском. Разве только чешский, немецкий или  латынь. Родители приносили много музыкального материала. Это было совместное творчество, потому что всем хотелось, чтобы дети овладели языками, новой стилистикой.

- Свердловск, не без основания, считался городом джазовым. Здесь были отменные музыканты, тонкие ценители, ярые пропагандисты. Важно было их мнение или признание? Или подозревали их скепсис?

- Легендарный создатель эстрадно-джазового отделения Свердловского музыкального училища Валерий Куцанов говорил, что не в том направлении я решила двигаться. И, наверное, только  безбашенность молодости помогла не сильно обратить на это внимание. Иногда думаю, если бы  советовалась тогда, спрашивала, мы бы пошли более правильным путем и достигли бы результатов гораздо раньше. А, возможно, если бы мне постоянно говорили: «здесь нет свинга, не та гармония, стилистические отклонения», я бы сдулась, сдалась. В 2005 году на 40-летие отделения Валерий Алексеевич лично пригласил нас в Театр Эстрады, сказав, что у нас появился свинг, стилистически верный драйв. Исподволь  за нами следил и его приглашение, а тем более одобрение,  были очень приятны.  

- Квинтэсенция джаза – импровизация. В Джаз-хоре есть импровизация?

- Хотелось бы.  Но научить импровизировать даже взрослого не просто. А уж детский хор… У нас есть импровизация. Но не спонтанная, не сиюминутная. Она прописана и заучена.  Истинная импровизация – удел высоких профессионалов.   

- Джаз-хор, безусловно, особый коллектив. Зритель  слышит и видит   отличных от других во взглядах, в манере поведения и существования на сцене девочек...

- Мы много работаем над тем, чтобы они выглядели раскрепощенно, чтобы весь  хор был интересным. А интересным  можно быть только тогда, когда ты внутренне свободен.  Уроки хореографии у нас с младшего хора в расписании. Есть дети, которым многое  не нужно объяснять: у них внутренний кайф от того, что делают. А есть вокально одаренные, но с зажимами, менее эмоциональные.  С ними особо тщательно разбираем материал. Не всё сразу получается. Труд долгий и упорный. В некоторых произведениях заложена внешняя эмоция, драйв для которой естественен. А есть джазовые баллады, например, где все внутри. Там надо лицом, глазами всё показать.  С возрастом, возможно, это само приходит. А нам надо сейчас. Мы многое делаем статично, но и там есть артистизм и выразительность, которые не спрятать. И это завораживает. У девочек всегда есть отношение к той музыке, которую они исполняют.

- А Вы заставляете  их слушать джаз?

- Не заставляю, но рекомендую. Особенно когда готовим новую программу, прошу послушать произведение в разных исполнениях.  В их жизни много разной музыки. Не всегда она меня радует, но они дети своего времени и должны быть в диалоге с ним, со сверстниками нужно быть на одной волне. Но джаз они слушают. Особенно старшие. Чаще -  классический. Это вызывает у меня уважение.

-Те, кто следит за творчеством Джаз-хора с восторгом принимают и  оригинальный репертуар, и совсем «не хоровые» костюмы.  Коллеги  неоднозначно относятся к стилю коллектива: и  завидуют, и не понимают, и осуждают, и копируют, и восхищаются.  Но  жюри конкурса в Санкт-Петербурге вручило специальный диплом - "За создание сценического образа".

- Мы  всегда находим лицо в хоре, за которым интересно наблюдать. И мне было важно, чтобы на всех было интересно смотреть. Добиться этого крайне сложно. Если будет 48 артистичных лиц, а два - скучных, тогда они будут самые заметные. Стильность пришла потом. Двигаться, быть выразительным - это было главным. Зритель должен понять, о чем ты поешь.

- Вы очень требовательны не только к своему хору, но прежде всего к себе.  Сколько раз Вы признавались себе, что получилось именно то, что  хотела, что все ниточки сошлись в одной точке?

- Я всю жизнь недовольна. Мне всегда чего-то не хватает:  и здесь не так, и тут не то. Вроде бы ничего, но хотелось бы лучше. И совсем недавно,  перед открытием сезона в Детской филармонии, смотрела на девочек из зала.  Хор - в абсолютной форме (мы  же после конкурса), идет репетиция, свет-звук выстраиваем.. И в какой-то момент понимаю, что я не могу придраться: каждая сама по себе интересна, всё звучит ровно, и все без меня, я не на сцене! Вот то, о чем  мечтала, к чему много лет шла. Это был момент. Но он  меня растрогал. И мне хочется двигаться в этом направлении, чтобы хор на сцене работал без меня.

 - Несколько лет назад появилась формула  «не совсем джаз и больше чем хор»…

 - Это правильно. Мы умеем петь разную музыку - классика, этника, джаз, поп, который достоин звучания,  русская музыка. Но на конкурсах не поем  джаз. Не участвуем в джазовых конкурсах, потому что там нет хоровой номинации. Репертуар давно уже стал мультижанровым, но в джаз меня тянет безудержно.  Искать другое имя  смысла нет, оно давно уже стало брендом. Куда поведет нас  мода, мое развитие или будет остановка ? Пока не знаю.  Будем всё больше работать на сцене без дирижера. Это интересно и перспективно.

 - Легко ли быть непохожим, не таким как все?

- Очень трудно.  Надо все время об этом думать. Иначе будешь таким как все.  Мы все время в поиске. Мы никого не копируем, прокладываем свой путь.  Но я вижу коллективы, созданные по нашему образу и подобию. Вплоть до репертуара… Ты  нашел золотую жилу, работаешь старателем, добывая из песка золотинки, но вдруг у тебя это с легкостью берут и начинают копировать, выдавая за свое..

- Мне кажется это исключительно потому, что Джаз-хор нравится. А очарование подлинника никто не отменял

- Возможно

- И все-таки джаз - это свобода?

- Да

Материал Наталии Подкорытовой для журнала "Культура Урала" ноябрь 2022 (69-71 стр)

#100летроссийскомуджазу  #jazz100ru

100_лет_российскому_джазу_ru.png