Джаз-хор, который вышел за рамки джаза

В начале 80-х работавший тогда в Свердловском оперном театре маститый дирижёр Евгений Колобов пришел в юную Детскую филармонию с идеей создать оперную студию, чтобы поющие ребята выходили в «детских» сценах оперных спектаклей. Именно из этой студии и вырастет через 10 лет Джаз-хор.

Позже история еще устроит замысловатое пересечение имен и судеб. Осенью 2022 года коллектив выступал на Всероссийском джазовом фестивале-конкурсе «Свежий ветер» в городе Оса, что в ста километрах от Перми. В здешней Школе искусств энтузиасты создали музей Евгения Колобова и «Новой оперы», а жюри конкурса все 14 лет возглавлял один из любимых учеников Евгения Владимировича Дмитрий Волосников. В декабре 2022 года он вышел на сцену с Джаз-хором в проекте «Адиемус».

На «Свежем ветре» в Осе Джаз-хор под управлением Марины Макаровой стал обладателем Гран-при детско-юношеского джазового конкурса. Семнадцатого с момента получения первого Гран-при в 2006 году. И это не считая первых мест, золотых дипломов и специальных призов, которые коллектив получает абсолютно на каждом всероссийском и международном конкурсе.

Россия, Швейцария, Бельгия, Италия, Франция, Германия, Чехия, Япония, Гонконг – искусство побеждать переходит из поколения в поколение. Аплодирующее жюри, признательные рукопожатия коллег, восторг зрителей – внешние признаки конкурсов и концертов Джаз-хора на самых разных сценах. И никому стороннему никогда не понять, какой ценой дается каждая новая победа, новая программа, новый успех.

…Первым спектаклем оперной студии Детской филармонии стал «Борис Годунов» Александра Тителя. Потом была его же «Сказка о царе Салтане», которую показали в Москве во время больших гастролей. Для «Сказки…» голосов мальчиков Капеллы было недостаточно, и в студии появились поющие девочки. Юные артисты работали в «Паяцах», «Сельской чести», «Турандот». Руководил студией главный хормейстер Капеллы Юрий Бондарь. И именно в эту студию пришла работать выпускница Уральской консерватории Марина Макарова.

После череды событий от студии решили отказаться. Но набранные девочки уже почувствовали вкус совместного музицирования, а у Марины Макаровой появился невероятный карт-бланш – создать ещё один хор в Детской филармонии. Причем не академический (таковых было в городе и области достаточно), а нечто совершенно оригинальное, отличное от других. Когда ее спросили, как он будет называться, она легко ответила: «Джаз-хор». Ей очень нравилось это необычное словосочетание.

Джаз-хор стал таким не похожим ни на один хор, в котором поют только девочки. Он разрушает все хоровые стереотипы и вызывает удивление, недоумение, а иногда и раздражение. Ведь в нем все не так, как в «обычном хоре»: внешний вид, манера поведения на сцене и музыка, которую девочки исполняют.

«Мы вышли за рамки джаза. Когда хор рождался, думали, что можно многое создать в этом направлении. Но, как оказалось, для детей не так уж и много джазовой музыки. Но шаг вправо – интересно, влево – ещё интереснее. В мире так много неспетой хоровой музыки. Сегодня у нас богатая палитра: модерн, классика, этника, поп, который достоин звучания, русская музыка, современные композиторы. И конечно же, джаз», – говорит Марина Макарова.

В основе неповторимо стильного сценического облика и неповторимой манеры исполнения лежат, кроме всего прочего, два основных фактора: интеллект и артистичность.

«В младшем хоре я позволяю девочкам делать всё. В том смысле, что они могут на сцене вести себя как угодно свободно. Потом появляются уроки хореографии, работаем над сценической выразительностью, над групповым и индивидуальным артистизмом. На сцене должны быть интересны все. Каждый ребенок, независимо от темперамента, актерских способностей, экстра- или интровертности… И ещё я уверена, что пение в нашем хоре невозможно без интеллекта. Надо быть очень образованной, начитанной, с хорошей памятью, аналитическими способностями, чтобы суметь понять и проникнуться тем, что поёт хор. Нужно запоминать разные тексты, разные языки, разные манеры исполнения. Это всё через мозг. Можно иметь не очень красивый тембр, не очень хорошую интонацию, но не иметь общего багажа знаний, эрудиции – нельзя», – продолжает Марина Макарова.  

В новой редакции «Адиемуса», которую уральцы увидели в декабре, есть сцена, когда девочки достают из рюкзаков книжки. Каждая принесла ту, что читает в данный момент: «Илиада», «Бесприданница», «Игрок», Ремарк, Вересаев, Мураками, Коэльо, Хаксли… 

Дерзкий, мощный, никого не оставляющий равнодушным «Адиемус», исполняется на несуществующем языке, который придумал, сконструировал современный английский композитор Карл Дженкинс. Всего же Джаз-хор имеет в своем активном репертуаре произведения более чем на двадцати языках: английском и немецком, латыни и итальянском, французском и чешском, на японском и корейском, финском и филиппинском и даже на языке суахили.

В Осе Джаз-хор дал большой сольный концерт. Роскошный зал Дворца культуры «Нефтяник» был на три четверти заполнен местной публикой, гостями и участниками фестиваля из Перми, Ижевска, других городов и поселков Прикамья. Кричать «Браво!» начали уже после первой джазовой композиции – «Route 66». Камеры телефонов не выключались практически весь концерт, подсвечивая своими экранами огромный зал. После финальных оваций организатор конкурса, известный в Пермском крае джазовый музыкант Сергей Ожгибесов сказал только два слова: «культурный шок».

ХХI век для Джаз-хора – это участие в проекте Первого канала «Почувствуй Россию» в Италии, выступление в Москве на Пасхальном фестивале Валерия Гергиева, концерты на сцене Международного дома музыки, театра «Новая опера», Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, проекты с Дмитрием Волосниковым, группой «Чайф», ансамблем «Изумруд», золотая медаль Всемирных хоровых игр.

К столетию российского джаза в Екатеринбурге открылась передвижная фотовыставка, посвященная традициям жанра на Урале. В богатейшую историю уральской джазовой музыки свою достойную страницу вписал и Джаз-хор Детской филармонии. И продолжает ее писать.

Источник