Добыли золото Уэльса

Для большинства школьников июнь—июль были временем беззаботного отдыха. Но для их сверстников из Детской филармонии лето — период наиболее интенсивной работы и борьбы на различных конкурсах (как правило, международных).

Первой успешным результатом смогла похвастаться Капелла мальчиков и юношей. Престижный серебряный диплом ребята привезли в родной город из самого Рима, где участвовали в конкурсе духовной музыки. Девчонки из средней группы джаз-хора добыли золото в Словакии на братиславском конкурсе детских и юношеских хоров и оркестров. Уральские певуньи оказались самыми юными конкурсантками, и тем дороже для них эта победа. В той же Братиславе руководитель коллектива Злата КОЗЛОВСКАЯ была признана лучшим дирижёром.

Наиболее результативным летнее время оказалось для концертного состава джаз-хора. Коллектив под управлением Марины МАКАРОВОЙ привёз из далёкого Уэльса не только золото-серебро, но и денежный приз в размере 2 800 фунтов (примерно 150 000 рублей). Последний раз коллективы из России попадали в конкурсную программу Международного музыкального фестиваля Лланголлена лет 20 назад. Возвращение наших на данную площадку стало триумфальным — сразу два золота в номинациях «Народный» и «Женский хор» плюс серебро в «Детской».

Для того чтобы занять почётные места в пятёрке финалистов, джаз-хору из Екатеринбурга пришлось обойти более 50 коллективов, приехавших в Уэльс со всего мира. Надо сказать, что фестиваль в Лланголлене проводится аж с 1946 года. В последнее время организуют его исключительно в июле. Этим летом маленький английский городок услышал голоса почти 4 тысяч человек, среди которых от России были только екатеринбурженки. Заработанный собственными голосами приз джазистки потратят на очередную поездку (международных конкурсов, в которых тоже хочется победить, ещё много). Хотя руководитель коллектива и не настраивает своих воспитанниц на победу, скорее — на качественное исполнение, следствием которого победа и является. Как случилось в том же Уэльсе.

— Я отлично представляла уровень конкурса в Лланголлене. И родителям девочек сказала сразу же, что если займём хоть что-то, это уже будет большая победа, — признаётся Марина Макарова. — На таких фестивалях всегда много сильных коллективов, а в глазах жюри выделить тебя может какой-нибудь небольшой нюанс.

По словам Макаровой, девочки отработали на все 100 процентов, блестяще справившись с поставленными задачами. Исполнение 12-минутной конкурсной программы сильно отличается от полноценного концерта. Необходима предельная концентрация, собранность, сплочённость всего коллектива. Особенно если учесть, что каждый член жюри был вооружён не только партитурами, но и камертонами. Всё очень серьёзно, борьба была практически спортивной. Даже режим дня и питания у девочек был строгим, как у спортсменок. Необходимо было высыпаться и беречь горло (не есть такое желанное в июльскую жару мороженое, например). Кроме того, сами условия, в которых оказывались конкурсанты, были специфическими.

— Да, для нас всё было ново: репетировать не разрешали никому, — поясняет руководитель хора. — За сценой там целая закулисная фабрика. В первом помещении проходит проба пения, во втором один помощник режиссёра уточняет детали выступления, а другой подробно расспрашивает о солистах, перестановках, характере произведений. Всё это нужно для работы. Поразительно, но всего за несколько минут перед нашим выступлением сцену перестроили именно так, как нам было нужно. Убрали рояль, пюпитры, перестроили станки. При этом темп концерта не провис ни на секунду. Просто потрясающий уровень организации!

Собственно, правильная организация всего действа и позволяет фестивалю держать марку уже 67 лет. Члены жюри — неизменно музыканты самого высокого класса. Так, в этом году среди судей были директор престижного хорового конкурса в Ирландии, дирижёр одного из известнейших в мире хоров из Южной Африки, профессор консерватории Будапешта, композитор хоровой музыки из Новой Зеландии. Но профессионалы судят всегда по своим строгим критериям. Исполнитель же поёт не только для них, но и для простых слушателей.

— На фестивале оказалось много музыкально восприимчивой публики, что очень приятно. А кроме того, нам удалось спеть и за пределами конкурса, в Лондоне, — с восторгом вспоминает Марина Юрьевна. — Так случайно получилось. Наш экскурсовод, узнав, что мы хор, предложила провести небольшой концерт. Мы приехали в тихий коттеджный райончик… В местной церкви собралось 70—80 зрителей. Времени на масштабную рекламу не было: организаторы просто накануне раскидали флаеры в почтовые ящики своих соседей. Мы спели часовую программу. Как же нас слушали: без единого шороха, с огромным вниманием и удовольствием!

Вот это и есть настоящая победа — встреча с понимающим слушателем, которая дороже любого золота.