«Пусть подождут — я возвращусь сейчас»

В этом сезоне на сцену Свердловской государственной детской филармонии после долгого перерыва возвращается гордый гасконец и поэт Сирано де Бержерак. Премьера краш-мюзикла по пьесе французского романтика Эдмона Ростана состоялась два года назад и заслужила у публики огромный успех. Совсем скоро, в октябре, спектакль увидят и москвичи: он заявлен в афише престижного фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку».
От ростановского оригинала в постановке Игоря Ладейщикова на первый взгляд осталось немногое. Цитаты сохраняются крупицами в либретто Константина Рубинского, но нельзя сказать, что создатели мюзикла изобрели совершенно новое прочтение — они, скорее, увеличили оптику в уже существующем тексте. Пьеса Ростана написана в стихотворной форме, и можно заметить, что она достаточно музыкальна. Речь не только о песенках кондитера Рагно или гимне «славных детей Гаскони»: в ней каждый персонаж звучит по-особенному.
Лейтмотив музыкальному оформлению задаёт джазовый квинтет (инструментальный ансамбль «Zubik-бенд»), но спектакль также украшают созвучные героям мелодии других жанров. В партиях Сирано (Илья Жирнов) встречаются оттенки арии, в партиях Роксаны (Полина Новосёлова) – романса, а объединяет их редкое, но точное попадание бас-гитары, которая звучит в моменты апогея чувств. Музыкальный набросок для Кристиана де Невильета (Пётр Степовик) слегка неуклюж, как и сам герой: его тема строится на неустойчивых аккордах и перебивается грохотом ударных, что подчёркивает неловкие душевные порывы молодого барона. А старомодность и роялизм графа де Гиша (Владимир Алексеев) отражаются в звучании клавесина. Такое разнообразное, но гармоничное сочетание выбрал для мюзикла композитор Владимир Баскин.
Сценография спектакля лишена пышности эпохи. На чёрном заднике сцены периодически появляются атрибуты, характеризующие место действия: картонная тележка со сладостями символизирует кондитерскую Рагно, французские флаги — поле битвы с испанскими войсками (художник-постановщик Оксана Бакеркина). Герои носят французский исторический костюм, однако в него облачены не все: в спектакле занят танцевальный коллектив, участники которого одеты в чёрные трико. В зависимости от места действия костюмы дополняются разными элементами. В «Бургундском отеле» танцовщики двигаются в масках-домино, на поле брани носят шпаги и ремни мушкетёров, а в финальной сцене в монастыре Дочерей Креста появляются в апостольниках.
Характер движений танцовщиков для каждого действия тоже разный: то исполнители сплетаются в клубок из тел — символ театральных интриг, то пылкое танго ил заводной марш накаляют страсти в битве, то погружает в траур неторопливое вальсирование монахинь в лучах витражей (художник по свету Алексей Русских). В спектакле довольно много акробатических трюков, которые поставил Денис Хайретдинов. Можно увидеть и элементы классического танца, которые демонстрируют Рагно и Лиза в исполнении Алексея Глухова и Анастасии Филимоновой. Сочетание разных танцевальных и музыкальных элементов переносит зрителя во Францию XVII века и создаёт атмосферу фестиваля на площади в центре Парижа, где празднично перемежаются все виды искусства. Такое решение хореографа-постановщика Александры Столяровой придаёт пространству на сцене пластичность, живость и полноту, позволяет главным и второстепенным героям органично существовать в нём.
Любопытные решения придуманы и для главных лиц. Например, лауреат международных конкурсов и артистка «Живого театра» Елена Руссу соединяет в своей роли два образа ближайших друзей Сирано: ротного командира Карбона де Кастиль Жалу и офицера Анри Никола Лебре. В мюзикле дама де Кастиль Жалу выступает боевой подругой де Бержерака, её партии яркие и воинственные. Исполнительница роли Роксаны Полина Новосёлова играет две контрастные роли, ловко перевоплощаясь из лиричной и нежной Мадлены Робен в хохотушку-дуэнью с пухлыми румяными щеками. Кристиана преподносят юношей пылким, но неловким, забавным и добрым. А бедняжку Монфлери, которого сыграл Евгений Бушуев, создатели спектакля превратили из тучного и неповоротливого противника Сирано в актёра бурлеска, пусть такого же бесталанного, но очаровательного и смешного.
Аскетичность художественного оформления словно подчёркивает обращёные к Роксане слова Сирано о том, что всё для него — большая декорация, в которой его возлюбленная блистательно играет одна. Однако интересны главные атрибуты постановки: у каждого героя есть стул, который отражает характер своего хозяина и его место в мире. Креслице красавца Кристиана де Невильета изящное, но мягкое, с треугольной спинкой. Спинка стула возлюбленной Сирано, Роксаны, высокая и напоминает лиру Эрато — музы любовной поэзии. Трон графа де Гиша, противника Сирано в любви к Роксане, старомоден и нелеп, по бокам к нему причитаются ещё два сидячих места для приближённых де Вальвера (Алексей Березюк) и Линьера (Дмитрий Галков). У дамы де Кастиль Жалу — крепкая, обитая кожей квадратная банкетка с низкой спинкой. Предмет мебели есть даже у танцовщиков — простые складные табуреточки. Кажется, что обделили «местом» только одного героя.
У Сирано де Бержерака нет пристанища на сцене. Он здесь чужой — будто проигравший в музыкальной игре, где в паузе нужно успеть занять свободный стул. Впервые герой появляется не там, где прочие персонажи, а в зрительном зале, и именно оттуда взбегает на пьедестал, который становится то сценой «Бургундского отеля», то балконом Роксаны, то дозорной башней. Впоследствии Сирано спустится со сцены ещё несколько раз: блуждая в лучах света среди зрителей, он будет говорить с ними о любви, чести и предназначении и попытается найти отклики. В пьесе Ростана Сирано символизирует собой слово «гордость», с которым он и умирает, но уральский мюзикл отходит от этого представления: здесь де Бержерак предстаёт отнюдь не гордецом, а трагиком.
Ловкач, мастер слова и шпаги, с которой храбро обращается актёр Свердловской музкомедии Илья Жирнов — Сирано многогранен, как и подобает романтическому герою. Он способен и сотню сразить одним ударом, и дирижировать фальшивым пением Кристиана, и перепеть на все лады разными голосами шутки о носе, предмете своего беспокойства. Однако при всех достоинствах Сирано неизменно считает себя уродом, и это мешает ему признаться Роксане в своих чувствах, которые в мюзикле выводятся на первый план: именно о них де Бержерак поёт в джазовой аранжировке так лирично и проникновенно. Глядя на гасконца в сценах сражений и признаний, внешнего изъяна совсем не замечаешь. Поэтому создатели мюзикла не соглашаются с нелепым концом, который уготован главному герою Ростаном, и дарят Сирано финал, достойный талантливого поэта.
После битвы, в которой трагически погибает Кристиан, Роксана проводит 15 лет в монастыре Дочерей Креста. Траур ослепил её, сделал губы мертвенно-бледными, а душу — исполненной страдания. Сильно постаревший граф де Гиш, впрочем, продолжает подшучивать на ней и намекает на то, что близится расправа над Бержераком. Сцена объяснения Сирано с возлюбленной, которую он не видел все эти годы, похожа на борьбу света с тенью: умирающий гасконец, одетый в призрачно-белый костюм, просит девушку в монашеском платье прочитать последнее письмо, случайно предугадавшее смерть барона де Невильета. Вместо текста письма зритель видит на листке кардиограмму — это прекрасная метафора, отсылающая к тому, что поэзия способна увековечить биение сердца. Однако Роксана отвергнет истинного автора прощальных строк, а призраки пороков — Ложь, Лицемерие, Глупость и Подлость — убьют Сирано на финальной дуэли.
Однако поэт всё равно выйдет победителем. Он появится в ослепительных лучах белого света и приблизится к нему, держа за руку маленькую Роксану (Софи Султанова), которую полюбил, когда был ещё златокудрым мальчиком (Марк Кирюшин). Таким юным он снова выбежит из зала к зрителям и героям, лучезарно улыбнётся и щёлкнет каждого по носу, словно говоря: «Вот он я какой, Сирано де Бержерак!» Обе эти сцены пробирают до слёз. Свет, струящийся на головы друзей и врагов храброго гасконца, ненадолго объединит их. Душа поэта всегда будет возвышаться над людьми, а потому никогда не умрёт, оставаясь для них путеводной звездой и тропинкой к свету, выложенной благородными поэтическими строками.

Дарья Башлыкова, 23 сентября 2024

https://культура.екатеринбург.рф/common_content/item/theater_post/1018
Другие новости
«Мы счастливы, что подарили вам радость!»
«Мы счастливы, что подарили вам радость!»
«Мы счастливы, что подарили вам радость!» Такими словами завершила концерт «В кругу друзей» ведущая Ксения Шумакова, провожая зрителей. Они, и правда, выходили из зала в прекрасном настроении. Вечер явно удался! Это была первая встреча с Оркестром народных инструментов в новом концертном сезоне. Концерт посвятили сразу двум замечательным праздникам – Международному дню музыки и Международному дню пожилых людей.
3 октября 2024
Международный день музыки в этом году стал для Детской филармонии особенным!
Международный день музыки в этом году стал для Детской филармонии особенным!
Вчера в Губернаторском лицее состоялось поистине историческое событие. Директор лицея Игорь Александрович Климовских и директор Детской филармонии, заслуженный работник культуры РФ Людмила Георгиевна Скосырская подписали Соглашение о сотрудничестве между ГАНОУ СО «Губернаторский лицей» и ГАУК СО «Свердловская государственная детская филармония»!
2 октября 2024
В Екатеринбурге прошел сотый показ мюзикла "Дубровский"
В Екатеринбурге прошел сотый показ мюзикла "Дубровский"
Выстрел - и благородный разбойник Дубровский падает, сраженный пулей князя Верейского, который только что обвенчался с прелестной Машенькой Троекуровой. За сердце хватаются не только сидящие в зале учителя литературы, шокированные такой расправой с классическим сюжетом, но и старшеклассницы, уже успевшие влюбиться в прекрасного Владимира Андреевича и проникнуться историей несчастной любви. А что может быть лучше для спектакля, чем самозабвенно сопереживающие зрители? И что лучше для освоения школьного курса русской литературы, чем ученик, после спектакля хватающийся за книгу, дабы убедиться: жив, жив Дубровский.
2 октября 2024
В Международный день музыки, квартет «13 струн» дает сольный концерт в солнечном Владикавказе!
В Международный день музыки, квартет «13 струн» дает сольный концерт в солнечном Владикавказе!
Выступление коллектива в Северной Осетии проходит в рамках Фестиваля музыки осетинских композиторов «Фаззаджы залта» («Звуки осени») и посвящено в этом году 135-летнему юбилею композитора Бориса Галаева, выдающегося осетинского композитора и основоположника осетинской композиторской школы.
Все началось еще летом, когда в рамках фестиваля «Дни Осетии на Урале» в Детской филармонии состоялся концерт фольклорного Ансамбля народных инструментов из Владикавказа и была организована уникальная выставка осетинских музыкальных инструментов.
1 октября 2024