В этом сезоне на сцену Свердловской государственной детской филармонии после долгого перерыва возвращается гордый гасконец и поэт Сирано де Бержерак. Премьера краш-мюзикла по пьесе французского романтика Эдмона Ростана состоялась два года назад и заслужила у публики огромный успех. Совсем скоро, в октябре, спектакль увидят и москвичи: он заявлен в афише престижного фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку».
От ростановского оригинала в постановке Игоря Ладейщикова на первый взгляд осталось немногое. Цитаты сохраняются крупицами в либретто Константина Рубинского, но нельзя сказать, что создатели мюзикла изобрели совершенно новое прочтение — они, скорее, увеличили оптику в уже существующем тексте. Пьеса Ростана написана в стихотворной форме, и можно заметить, что она достаточно музыкальна. Речь не только о песенках кондитера Рагно или гимне «славных детей Гаскони»: в ней каждый персонаж звучит по-особенному.
Лейтмотив музыкальному оформлению задаёт джазовый квинтет (инструментальный ансамбль «Zubik-бенд»), но спектакль также украшают созвучные героям мелодии других жанров. В партиях Сирано (Илья Жирнов) встречаются оттенки арии, в партиях Роксаны (Полина Новосёлова) – романса, а объединяет их редкое, но точное попадание бас-гитары, которая звучит в моменты апогея чувств. Музыкальный набросок для Кристиана де Невильета (Пётр Степовик) слегка неуклюж, как и сам герой: его тема строится на неустойчивых аккордах и перебивается грохотом ударных, что подчёркивает неловкие душевные порывы молодого барона. А старомодность и роялизм графа де Гиша (Владимир Алексеев) отражаются в звучании клавесина. Такое разнообразное, но гармоничное сочетание выбрал для мюзикла композитор Владимир Баскин.
Сценография спектакля лишена пышности эпохи. На чёрном заднике сцены периодически появляются атрибуты, характеризующие место действия: картонная тележка со сладостями символизирует кондитерскую Рагно, французские флаги — поле битвы с испанскими войсками (художник-постановщик Оксана Бакеркина). Герои носят французский исторический костюм, однако в него облачены не все: в спектакле занят танцевальный коллектив, участники которого одеты в чёрные трико. В зависимости от места действия костюмы дополняются разными элементами. В «Бургундском отеле» танцовщики двигаются в масках-домино, на поле брани носят шпаги и ремни мушкетёров, а в финальной сцене в монастыре Дочерей Креста появляются в апостольниках.
Характер движений танцовщиков для каждого действия тоже разный: то исполнители сплетаются в клубок из тел — символ театральных интриг, то пылкое танго ил заводной марш накаляют страсти в битве, то погружает в траур неторопливое вальсирование монахинь в лучах витражей (художник по свету Алексей Русских). В спектакле довольно много акробатических трюков, которые поставил Денис Хайретдинов. Можно увидеть и элементы классического танца, которые демонстрируют Рагно и Лиза в исполнении Алексея Глухова и Анастасии Филимоновой. Сочетание разных танцевальных и музыкальных элементов переносит зрителя во Францию XVII века и создаёт атмосферу фестиваля на площади в центре Парижа, где празднично перемежаются все виды искусства. Такое решение хореографа-постановщика Александры Столяровой придаёт пространству на сцене пластичность, живость и полноту, позволяет главным и второстепенным героям органично существовать в нём.
Любопытные решения придуманы и для главных лиц. Например, лауреат международных конкурсов и артистка «Живого театра» Елена Руссу соединяет в своей роли два образа ближайших друзей Сирано: ротного командира Карбона де Кастиль Жалу и офицера Анри Никола Лебре. В мюзикле дама де Кастиль Жалу выступает боевой подругой де Бержерака, её партии яркие и воинственные. Исполнительница роли Роксаны Полина Новосёлова играет две контрастные роли, ловко перевоплощаясь из лиричной и нежной Мадлены Робен в хохотушку-дуэнью с пухлыми румяными щеками. Кристиана преподносят юношей пылким, но неловким, забавным и добрым. А бедняжку Монфлери, которого сыграл Евгений Бушуев, создатели спектакля превратили из тучного и неповоротливого противника Сирано в актёра бурлеска, пусть такого же бесталанного, но очаровательного и смешного.
Аскетичность художественного оформления словно подчёркивает обращёные к Роксане слова Сирано о том, что всё для него — большая декорация, в которой его возлюбленная блистательно играет одна. Однако интересны главные атрибуты постановки: у каждого героя есть стул, который отражает характер своего хозяина и его место в мире. Креслице красавца Кристиана де Невильета изящное, но мягкое, с треугольной спинкой. Спинка стула возлюбленной Сирано, Роксаны, высокая и напоминает лиру Эрато — музы любовной поэзии. Трон графа де Гиша, противника Сирано в любви к Роксане, старомоден и нелеп, по бокам к нему причитаются ещё два сидячих места для приближённых де Вальвера (Алексей Березюк) и Линьера (Дмитрий Галков). У дамы де Кастиль Жалу — крепкая, обитая кожей квадратная банкетка с низкой спинкой. Предмет мебели есть даже у танцовщиков — простые складные табуреточки. Кажется, что обделили «местом» только одного героя.
У Сирано де Бержерака нет пристанища на сцене. Он здесь чужой — будто проигравший в музыкальной игре, где в паузе нужно успеть занять свободный стул. Впервые герой появляется не там, где прочие персонажи, а в зрительном зале, и именно оттуда взбегает на пьедестал, который становится то сценой «Бургундского отеля», то балконом Роксаны, то дозорной башней. Впоследствии Сирано спустится со сцены ещё несколько раз: блуждая в лучах света среди зрителей, он будет говорить с ними о любви, чести и предназначении и попытается найти отклики. В пьесе Ростана Сирано символизирует собой слово «гордость», с которым он и умирает, но уральский мюзикл отходит от этого представления: здесь де Бержерак предстаёт отнюдь не гордецом, а трагиком.
Ловкач, мастер слова и шпаги, с которой храбро обращается актёр Свердловской музкомедии Илья Жирнов — Сирано многогранен, как и подобает романтическому герою. Он способен и сотню сразить одним ударом, и дирижировать фальшивым пением Кристиана, и перепеть на все лады разными голосами шутки о носе, предмете своего беспокойства. Однако при всех достоинствах Сирано неизменно считает себя уродом, и это мешает ему признаться Роксане в своих чувствах, которые в мюзикле выводятся на первый план: именно о них де Бержерак поёт в джазовой аранжировке так лирично и проникновенно. Глядя на гасконца в сценах сражений и признаний, внешнего изъяна совсем не замечаешь. Поэтому создатели мюзикла не соглашаются с нелепым концом, который уготован главному герою Ростаном, и дарят Сирано финал, достойный талантливого поэта.
После битвы, в которой трагически погибает Кристиан, Роксана проводит 15 лет в монастыре Дочерей Креста. Траур ослепил её, сделал губы мертвенно-бледными, а душу — исполненной страдания. Сильно постаревший граф де Гиш, впрочем, продолжает подшучивать на ней и намекает на то, что близится расправа над Бержераком. Сцена объяснения Сирано с возлюбленной, которую он не видел все эти годы, похожа на борьбу света с тенью: умирающий гасконец, одетый в призрачно-белый костюм, просит девушку в монашеском платье прочитать последнее письмо, случайно предугадавшее смерть барона де Невильета. Вместо текста письма зритель видит на листке кардиограмму — это прекрасная метафора, отсылающая к тому, что поэзия способна увековечить биение сердца. Однако Роксана отвергнет истинного автора прощальных строк, а призраки пороков — Ложь, Лицемерие, Глупость и Подлость — убьют Сирано на финальной дуэли.
Однако поэт всё равно выйдет победителем. Он появится в ослепительных лучах белого света и приблизится к нему, держа за руку маленькую Роксану (Софи Султанова), которую полюбил, когда был ещё златокудрым мальчиком (Марк Кирюшин). Таким юным он снова выбежит из зала к зрителям и героям, лучезарно улыбнётся и щёлкнет каждого по носу, словно говоря: «Вот он я какой, Сирано де Бержерак!» Обе эти сцены пробирают до слёз. Свет, струящийся на головы друзей и врагов храброго гасконца, ненадолго объединит их. Душа поэта всегда будет возвышаться над людьми, а потому никогда не умрёт, оставаясь для них путеводной звездой и тропинкой к свету, выложенной благородными поэтическими строками.
Дарья Башлыкова, 23 сентября 2024
https://культура.екатеринбург.рф/common_content/item/theater_post/1018
Другие новости
«Мы счастливы, что подарили вам радость!»
«Мы счастливы, что подарили вам радость!» Такими словами завершила концерт «В кругу друзей» ведущая Ксения Шумакова, провожая зрителей. Они, и правда, выходили из зала в прекрасном настроении. Вечер явно удался! Это была первая встреча с Оркестром народных инструментов в новом концертном сезоне. Концерт посвятили сразу двум замечательным праздникам – Международному дню музыки и Международному дню пожилых людей.
3 октября 2024
Международный день музыки в этом году стал для Детской филармонии особенным!
Вчера в Губернаторском лицее состоялось поистине историческое событие. Директор лицея Игорь Александрович Климовских и директор Детской филармонии, заслуженный работник культуры РФ Людмила Георгиевна Скосырская подписали Соглашение о сотрудничестве между ГАНОУ СО «Губернаторский лицей» и ГАУК СО «Свердловская государственная детская филармония»!
2 октября 2024
В Екатеринбурге прошел сотый показ мюзикла "Дубровский"
Выстрел - и благородный разбойник Дубровский падает, сраженный пулей князя Верейского, который только что обвенчался с прелестной Машенькой Троекуровой. За сердце хватаются не только сидящие в зале учителя литературы, шокированные такой расправой с классическим сюжетом, но и старшеклассницы, уже успевшие влюбиться в прекрасного Владимира Андреевича и проникнуться историей несчастной любви. А что может быть лучше для спектакля, чем самозабвенно сопереживающие зрители? И что лучше для освоения школьного курса русской литературы, чем ученик, после спектакля хватающийся за книгу, дабы убедиться: жив, жив Дубровский.
2 октября 2024
В Международный день музыки, квартет «13 струн» дает сольный концерт в солнечном Владикавказе!
Выступление коллектива в Северной Осетии проходит в рамках Фестиваля музыки осетинских композиторов «Фаззаджы залта» («Звуки осени») и посвящено в этом году 135-летнему юбилею композитора Бориса Галаева, выдающегося осетинского композитора и основоположника осетинской композиторской школы.
Все началось еще летом, когда в рамках фестиваля «Дни Осетии на Урале» в Детской филармонии состоялся концерт фольклорного Ансамбля народных инструментов из Владикавказа и была организована уникальная выставка осетинских музыкальных инструментов.
1 октября 2024