Интервью с директором Детской филармонии: вопросы от коллег, деятелей культуры

Людмила Скосырская: «У каждой звезды своя орбита и свой свет».

Слова «Детская филармония» и «Людмила Скосырская» стали практически синонимами, ведь Людмила Георгиевна возглавляет учреждение больше половины жизни. Поэтому любой разговор о ней самой неизменно перетекает в разговор о деле, которому она служит. Служит беззаветно, без выходных и праздничных дней.

Нынешнее интервью Людмилы Георгиевны состоит из вопросов, которые ей адресовали коллеги, деятели культуры Екатеринбурга.

– Огромный мир музыки – это всего семь нот. А какие семь слов вы чаще всего используете в своей работе?

– По отношению к филармонии: первая, неповторимая, любимая, талантливая, развивающаяся, юная, целеустремленная. В работе чаще всего говорю: команда, креативная, «простых недель не бывает», «все в мире случайно и все неслучайно», благодарю, шар на горе, мозговая атака.

– Существует ли отличие между детской и взрослой музыкой? И можно ли вообще их разделять?

– Есть музыка взрослая по пониманию, но даже она иногда доступна не для каждого взрослого. Делить музыку на взрослую и детскую по степени отдачи музыканта, по отношению к зрителю, слушателю я точно не буду. Разве в программе «На концерт в ползунках» скрипачи, саксофонисты, пианисты играют по-детски? Там все продумано до мельчайших деталей. Процесс создания совсем не детский. Когда заканчивали реконструкцию здания, хотелось, чтобы у нас все было самое-самое, потому что для детей. Взрослый, слушая прекрасного музыканта, может не обратить внимание на стены, на кресла – он идет на произведение, на исполнителя, на автора. А ребенку надо все: и переливающиеся шарики в фойе, и костюмы непременно яркие, и люстра сияющая, и музыка самая взрослая…

– Чему за годы работы в Детской филармонии вы научились от детей?

– От детей я точно научилась радоваться каждому дню. Каждый понедельник иду на оперативное собрание с ожиданием счастья: что нам несет новая неделя? Может быть, это наивно, но я жду каждого дня, как праздника. Я очень люблю праздники. Люблю устраивать их из ничего, придумывать маленькие сюрпризы. Даже собрания трудового коллектива я стремлюсь сделать радостными, а не планом-отчетом. Не вижу жизнь без праздников. Это от детей. Ведь дети, не понимая того, сами себе создают ситуации радости.

– А праздничные подарки любите больше дарить или получать?

– Конечно, дарить! Но чувствую, что для детей подарки делать все сложнее. Наши родители точно знали, чем нас обрадовать, что будет в удовольствие. Своему внуку не могу такой подарок гарантировать. Зато мы с мужем подписываем ему от руки открытки, которые и оказываются самым лучшим подарком на День рождения.

– С каких лет у вас такая любовь к детям и к людям искусства?

– Мне кажется, я всегда любила детей – в 14 лет уже работала в лагере вожатой. С возрастом поняла: не каждому родителю приятно, когда на его дитя смотрят большими глазами и с огромной любовью, говорят какие-то приятные слова. А мне нравится любить всех, кто к нам приходит. Когда родились собственные сын и дочь, появилась совсем другая любовь к детям. Я их безумно люблю, и с возрастом все больше. Что касается любви к людям искусства, то восхищение талантом в нас всех заложено генетически. Но во мне оно усилилось еще больше в процессе работы. Многие удивлялись, как «человек с улицы» возглавил филармонию. Всегда отвечаю одинаково: я никогда не встану к танцевальному станку, не выйду перед хором, не заиграю на скрипке, но я должна создать условия творцам. Чтобы им хотелось сделать новую программу, замахнуться на оригинальный проект, создать неожиданный спектакль. Любовь к прекрасному, наверное, у меня от папы. Когда я росла, мы всегда ходили в Оперный театр, в музеи, в Театр музыкальной комедии. В парке «Зеленая роща» собирали листья, цветки, делали красивые гербарии. Вспоминаю первую встречу с Владиславом Крапивиным. В 1976 году шла к нему не как к педагогу, а как к писателю. А как мы бегали в Музей Бажова! Яблоки собирали, пыль вытирали со статуэток. Я по-прежнему преклоняюсь перед Талантом. Разговаривая с Денисом Мацуевым, Илзе Лиепой, Кимом Брейтбургом, чувствую, как дыхание перехватывает. Но когда стоит вопрос об их работе с нашими коллективам, иду напрямую – с придыханием, но напролом. Это касается не только больших звезд. У меня чистая, искренняя любовь ко всем нашим творцам, я безгранично уважаю их труд. Я не делю звезды на ближние и дальние. Звезда она и есть звезда, просто у каждой своя орбита, и свет у каждой свой. Мы работаем в одной команде, не делим на тех, кто творит, а кто обслуживает. Если успех, то общий. Мы все служим идее детства.

– А детей делите на своих и чужих?

– Ну как могут быть чужими те, кто приходят в Детскую филармонию и остаются здесь на 10-15 лет? Они все наши. Процесс их взросления на твоих глазах удивителен. Толя Бурков, например, был просто исчадием. Сейчас – многодетный папа, красавец, спокойный, размеренный. Наш! Вижу Клаву Коку, вспоминаю, как пришла она в Джаз-хор. Наш ребенок, и что творит! А последний сериал с Олегом Ягодиным? Прекрасный фильм! Когда он закончил театральный институт, я ни одного спектакля в Театре драмы не пропустила с его участием. Как их не любить?

– Что самое главное в работе с детьми: организация досуга, впечатления от конкурсов и гастролей, навык коллективного труда и личной ответственности, результат общей работы или возможность профессионального выбора?

– Я бы не стала ничего из этого выделять и тем более – удалять. Все важно и ценно. Конечно, мы организуем свободное время детей, пять-шесть раз в неделю они в филармонии. Но это не досуг, не наше слово. Мы работаем. Невозможно не говорить об успехе. Капелла мальчиков и юношей – дважды чемпион Хоровых игр. Показатель? Конечно! А иногда показатель – не дипломы, а идеи и проекты. Дирижеру театра «Новая опера» Дмитрию Волосникову Джаз-хор для исполнения «Адиемуса» порекомендовал музыкант из Прибалтики, который в свое время занизил девчонкам баллы на Хоровой Олимпиаде. И то, что получилось в результате, выше и ценнее любой грамоты. С годами копаюсь в себе все больше, все чаще думаю, что не все еще успела. Но столько планов. Когда я пришла в филармонию, там было два замечательных коллектива. Замечательных, но два. И три концерта в год. А сейчас! Дело в не в количестве детей и коллективов, а в том, что и сколько мы делаем. Хочу, чтобы здание по 8 Марта, 18 реконструировали, чтобы хоровые и инструментальные коллективы получили достойные условия для репетиций.

– Что мотивирует лично Вас?

– Сначала хотела доказать себе и Михаилу Вячеславовичу Сафронову, что он в меня не зря поверил. У него, работавшего тогда начальником областного Управления культуры, был выбор, но директором стала я. И мне надо было перестать быть «человеком с улицы», ведь я пришла в культуру совсем из другой сферы. Много общалась с коллегами и жадно училась. Мы одними из первых вступили в Союз концертных организаций России. Сейчас никому ничего не доказываю. Если только себе. Ни один день не может быть прожит впустую. Главная мотивация – успеть еще много сделать.

– Работа директора филармонии таит в себе какие-то опасности?

– Это такой же труд, я сталкиваюсь с такими же проблемами, как и любые другие директора. Недавно, правда, сказала на сборе труппы Театра мюзикла: «До появления профессиональных артистов у меня проблем не было». Мы же, правда, особые. Артист приходит к нам в 4 года. Его надо еще всему научить, хоть он и очень талантливый. В зале у него не поклонники и фанаты, а мама, папа и бабушки, и мы не должны дать им повод усомниться в его таланте. Конечно, это каждодневная и еженочная (если уехали на гастроли, на конкурс) ответственность за всю мою тысячу детей.

– Гастроли юных артистов – предмет зависти многих коллег. Как удается так много и так далеко ездить?

– У каждого коллектива свои предпочтения. Ольга Журавлева любит именно гастроли: по городам Белоруссии дали 16 концертов, в Крыму две недели танцевали, по нашей области ездим. Марина Макарова, наоборот, предпочитает конкурсы, где она может показать работу высочайшего уровня. Оркестр народных инструментов – фанат фестивалей, совместных выступлений, в них сильно миссионерство. Организация детских поездок – огромная ответственность. В поездках всегда пытаемся совместить творчество и выступления с познавательными экскурсиями, встречами. Совсем недавнее в Ноябрьске дети Театра мюзикла попали на изумительную выставку местного костореза. Финансирование приходит из разных источников. Есть фонд, который нас выручает, договариваемся с принимающей стороной, любим обменные форматы. Поддержка бюджета – очень редко, поэтому дорожим дружбой с меценатами, спонсорами (УГМК, РМК, Общество «Малышева, 73», адвокатское бюро «Лойс») и просто с друзьями.

– Когда надо бояться директора?

– Хоть мне и не нравится слово «бояться», но должность директора все же предполагает некоторый страх со стороны. Иногда коллеги по-детски опасаются показать документ или признаться в неисполнении обязанностей. Надо бояться, если нечистоплотен в работе, непорядочен, если любишь приврать. Не люблю, когда выкручиваются. А дети? По-моему, они не боятся. Но я с них требую соблюдения правил и традиций: люби и уважай своих педагогов, не нарушай законы сцены, следи за концертным костюмом.– А вы сами чего боитесь?– Боюсь ситуаций с травмами, боюсь неожиданных звонков. Вообще всего неожиданного. Авантюру-то я сама закручиваю. Это всегда рискованно, но далеко не всегда плохо. Например, наши гастроли в Ноябрьск – чистой воды авантюрный проект для нашего времени. Но он вышел великолепно! Не боюсь ответственности, но боюсь закрытого здания Детской филармонии и выключенного света. Когда два месяца пандемии приходила в молчаливое здание без единого ребенка, было страшно.

– Какой вы видите идеальную картину будущего Детской филармонии?

– Три здания, отличные условия для всех коллективов, возможность совместных проектов с профессионалами, счастливые лица всех, кто к нам приходит. Это мотивирует артистов, музыкантов, дирижеров, режиссеров, хореографов. Это рост. Хочу, чтобы все знали про Детскую филармонию. Кажется, что за наши 43 года мы покрыли сеточкой весь город. А оказывается, нет. Не хочется считать деньги, которых всегда не хватает, во всем себя ограничивать. И очень хочу, чтобы появились молодые творцы. Надо передавать опыт, растить смену.

– Детская филармония всегда должна быть детской?

– Да! Было много случаев, когда слово «детская» мешало, тормозило, смущало, но это бренд. Свердловская детская филармония – первая в СССР и лучшая в России. Она по-прежнему уникальна. Вопросы Людмиле Скосырской задавали: Елена Гармс, Иван Пермяков, Эльвира Архангельская, Николай Зайцев, Елена Давыдова, Герман Мархасин, Александр Пантыкин, Наталья Ветрова.

Культура Екатеринбурга


Другие новости
«Мы счастливы, что подарили вам радость!»
«Мы счастливы, что подарили вам радость!»
«Мы счастливы, что подарили вам радость!» Такими словами завершила концерт «В кругу друзей» ведущая Ксения Шумакова, провожая зрителей. Они, и правда, выходили из зала в прекрасном настроении. Вечер явно удался! Это была первая встреча с Оркестром народных инструментов в новом концертном сезоне. Концерт посвятили сразу двум замечательным праздникам – Международному дню музыки и Международному дню пожилых людей.
3 октября 2024
Международный день музыки в этом году стал для Детской филармонии особенным!
Международный день музыки в этом году стал для Детской филармонии особенным!
Вчера в Губернаторском лицее состоялось поистине историческое событие. Директор лицея Игорь Александрович Климовских и директор Детской филармонии, заслуженный работник культуры РФ Людмила Георгиевна Скосырская подписали Соглашение о сотрудничестве между ГАНОУ СО «Губернаторский лицей» и ГАУК СО «Свердловская государственная детская филармония»!
2 октября 2024
В Екатеринбурге прошел сотый показ мюзикла "Дубровский"
В Екатеринбурге прошел сотый показ мюзикла "Дубровский"
Выстрел - и благородный разбойник Дубровский падает, сраженный пулей князя Верейского, который только что обвенчался с прелестной Машенькой Троекуровой. За сердце хватаются не только сидящие в зале учителя литературы, шокированные такой расправой с классическим сюжетом, но и старшеклассницы, уже успевшие влюбиться в прекрасного Владимира Андреевича и проникнуться историей несчастной любви. А что может быть лучше для спектакля, чем самозабвенно сопереживающие зрители? И что лучше для освоения школьного курса русской литературы, чем ученик, после спектакля хватающийся за книгу, дабы убедиться: жив, жив Дубровский.
2 октября 2024
В Международный день музыки, квартет «13 струн» дает сольный концерт в солнечном Владикавказе!
В Международный день музыки, квартет «13 струн» дает сольный концерт в солнечном Владикавказе!
Выступление коллектива в Северной Осетии проходит в рамках Фестиваля музыки осетинских композиторов «Фаззаджы залта» («Звуки осени») и посвящено в этом году 135-летнему юбилею композитора Бориса Галаева, выдающегося осетинского композитора и основоположника осетинской композиторской школы.
Все началось еще летом, когда в рамках фестиваля «Дни Осетии на Урале» в Детской филармонии состоялся концерт фольклорного Ансамбля народных инструментов из Владикавказа и была организована уникальная выставка осетинских музыкальных инструментов.
1 октября 2024