Заглянем в Екатерининский зал Детской филармонии. Репетицию «Капитанской дочки» ведет заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, основатель и художественный руководитель Детского музыкального театра юного актера Александр Федоров. Мы застали момент репетиции одной из ключевых сцен мюзикла – разговор Игумена Филарета с Емельяном Пугачевым. Тот самый, когда Пугачев принимает решение возглавить бунт против царя… В перерыве поговорили с исполнителем роли Пугачева – Владимиром Алексеевым.
Емельян Пугачев: герой или бандит?
Владимир Алексеев: «Наверное, все вместе. Он герой для определенных слоев населения того времени. Герой в советских фильмах по «Капитанской дочке». А с точки зрения царя – бунтарь, а, значит, бандит. Хочется отойти от штампированного, однозначного образа Пугачева. Нельзя сказать, что я буду проживать бандита или царя, заступника народа или героя, доброго или злого. Это образ собирательный.
Я на театре уже давно, поэтому никогда не думаю над такими вещами заранее. Это возникает в моменте, в процессе репетиций. Это то, поддается чувственности, проживанию внутри себя. Логика поведения персонажа выводит на определенные поступки. Мне ближе понимание Пугачева как афериста, который действует ради наживы, власти, и никакой воли для народа он на самом деле не хотел.
Пугачев – сильная цельная личность. Смелость на грани безрассудства. Ему не чуждо человеческое – он освобождает Гринева. И не потому, что такой добрый, а потому, что ему понравился Савельич, простой мужик, от одного с ним, с Пугачевым, корня. Бунтаря и бандита цепляют простые человеческие вещи. В этом смысле можно проследить, что не такой уж он демон, не без доброты и жалости.
В сцене казни он, как и любой человек, выходит к народу и говорит: «Прости за все, что было, православный люд». И в этих его словах звучит последняя надежда, что может быть те, кто верили ему, заступятся, спасут. Ему чисто по-человечески просто не хочется умирать.
Пугачев собирает вокруг себя армию, банду, которая ему верит. В той версии «Капитанской дочки», что мы ставим, идейный мыслитель не он, а некий игумен Филарет (Ярослав Рождественский). Он влияет на Пугачева, направляет его. И есть линия судьбы, мистического предначертания, которую ведет Лихо (Яна Шайдетская). Она здесь –«антибог», мистическая сила, которая уже все предначертала, предрешила. Лихо появляется в ключевые моменты спектакля и, видя ее, Пугачев утверждается в своем решении. Хочу вот эту линию протянуть, если это совпадет с линией режиссера.