Александр Пантыкин о Детском театре мюзикла

Александр ПАНТЫКИН: «В поддавки с детьми я не играю»

Тридцать шестой концертный сезон Детская филармония начала с обретения нового коллектива - Детского театра мюзикла. Популярность мюзикла в России сегодня на пике. Прельщает видимая легкость материала или яркая музыкальность продукта – об этом и многом другом мы беседуем с композитором Александром Пантыкиным – автором музыки к первому спектаклю Детского театра мюзикла.

- Мюзикл - абсолютно американский жанр, но он хорошо адаптировался к российским условиям. Главное условие в том, что песни, арии, танцы – могут существовать самостоятельно, как отдельные яркие музыкальные номера для отдельных сцен и исполнителей. Второе обязательное условие - артисты не только поют и танцуют, но и говорят, как драматические актеры

- И все это они должны делать одинаково хорошо, быть универсальными артистами?

- Безусловно. И потому такие универсалы на вес золота во всем мире. Очень важно, что в детском мюзикле дети играют для детей. В этом огромное воспитательное значение спектакля: раз сверстники на сцене совершают хорошие поступки, значит, дети в зале могут их примерить на себя. Игра взрослых – другой мир, который часто не доступен детям, отторгается ими. А «детский» мир на сцене - такой же, как и у юных зрителей, он им понятен, они такие же мальчики и девочки, так же говорящие и поющие, думающие и поступающие.

- А дети-артисты осилят такой сложный жанр?

- Конечно, это безумно сложно. Но это и есть одна из задач Детского театра мюзикла - воспитание такого артиста. Мы отобрали с кастинга очень талантливых ребят. Теперь вопрос уроков - по вокалу и хореографии, по речи и драматическому мастерству. Главное – обозначить вектор движения.

-В мюзикле все должно быть прекрасно – и артисты, и сценарий, и сценография. Но доминанта все-таки музыка?

-Я бы не сказал. Музыка – одна из важных составляющих. Доминанта – либретто. Все самые успешные американские мюзикл-проекты выигрывали за счет хорошо проработанного сценария, с тщательно прописанными текстами, диалогами, качественно прорисованными драматургическими линиями, яркой кульминацией и финалом. А танец, песня, музыка, игра артистов, сценография – составляющие успеха. Очень важно, чтоб персонажи внутренне менялись по ходу действия. Если Аня в первых сценах - девочка, которая хочет новое платье, все время думает только о себе, то в финале она понимает, что надо жить, совершая добрые поступки. Нам важно, чтобы героиня своими изменениями доказала, что человек может совершенствоваться в лучшую сторону.

- Мюзикл – это не всегда смешно, радостно, беззаботно, весело?

- Мюзикл – жанр, который использует весь диапазон эмоций - от веселых до драматических. Сегодня многие не верят, что в жизни можно что-то изменить, что в ней есть радостные моменты. Мы хотим показать и доказать, что многого можно добиться, совершая добрые поступки. И передо мной, как соавтором спектакля, стоит задача - музыкой и драматургией это подчеркнуть.

- Легко ли создать детский мюзикл, не наступив на горло собственной песне: написать красивую музыку, для чего, возможно, понадобятся не самые простые средства, и в то же время сделать ее доступной для исполнения юному таланту?

-Особых ограничений для детского исполнительства не вижу. Я много работал с детьми и часто они более подвижны, быстрее материал запоминают, лучше интонируют. Я не делю музыку на детскую и взрослую, это одинаково сложные задачи. В поддавки с детьми не играю. Дети, как правило, невероятно работоспособны, достигают больших успехов, как, например, Джаз-хор Детской филармонии.