С чего начиналась филармония

Капелла мальчиков и юношей Детской филармонии

 
16 АПР 2014

 

С Капеллы мальчиков и юношей начиналась тридцать пять лет назад Детская филармония. Правда, в 1979 году мальчишеский хор под руководством легендарного хормейстера Ларисы Балтер еще не назывался Капеллой, это имя он приобрел позже. Единственная за пределами Москвы Капелла мальчиков и юношей Детской филармонии объехала всю страну и полмира, а для сотен выпускников стала жизнеопределяющим фактом биографии. Сегодняшнее поколение поющих мальчишек ведет за собой Вячеслав Кульмаметьев.

IMG_0703

кульмаметьевВячеслав Рафаилович, зачем человек поет в хоре?

Чтобы испытать физическое и эмоциональное удовольствие. Музыка – это язык общения. К сожалению, процесс естественного пения угасает в народе. Отечественное хоровое движение, так популярное во второй половине двадцатого века, погубило то, что в музыкальные школы начали отбирать только способных детей. И страна перестала петь!

А в Капеллу берут всех подряд?

У нас, конечно, есть прослушивание перед набором, но, в общем-то, стараемся брать всех, кто хочет петь, начиная с четырех-пяти лет. Хотим создать экспериментальную группу для мальчиков двух-трех лет: чем раньше ребенок приобщается к музыке, тем полноценнее его жизнь. Часть способностей заложена генетически, часть приобретается в социуме. И чем раньше начать развивать их, тем больше шансов сделать людей одаренными и личностно, и музыкально.

DSC_9359аJPG

Концертный состав Капеллы – шестьдесят мальчиков и юношей. Это единый организм, команда?

Командой быть трудно, ведь собрались дети разного возраста и интересов. Но исполнение музыкального произведения требует командного подхода, жесткой творческой дисциплины. Все должны чувствовать единый пульс. Его задает дирижер, но ощутить и прожить его обязан каждый. Пение хором – своего рода коллективная молитва. Молитва – не обязательно обращение к Богу напрямую, это любая исповедальная мысль, а музыка – лишь инструмент. Хоровое пение – подлинное проявление соборности, столь свойственной России.

KAF_4724

На закрытии Олимпиады звучал Детский хор России, к созданию которого вы были причастны.

Первая спевка хора прошла в январе, в Санкт-Петербурге. Когда дети пели про Родину, про честь, про верность, в зале плакали. Это и есть очищение, катарсис. Дети видят и чувствуют это.

Слово «дирижер» в дословном переводе означает «направлять, управлять». Куда вы своих мальчишек направляете?

Капелла дает возможность не только приобщиться к лучшим образцам музыкального искусства, но и получить опыт общения. Хор – это смирение. В том смысле, что нужно пренебречь своими сиюминутными желаниями на время репетиции. Мы учим уважению и внимательности друг к другу. Сосед может петь неточно, но нужно понимать, что все ошибаются. Ты сегодня более опытный, а когда-то тоже мало чего умел, да и сейчас в чем-то несовершенен. Первая задача дирижера – выровнять эмоциональный настрой детей. Ребенку, не умеющему моделировать положительные эмоции, сложно в коллективе. Мы не выгоняем за «профнепригодность». Может что-то не получаться год, два, три. Может и все детство не получаться. А потом –получится! Педагог должен всегда верить в детей, а они – чувствовать, что их уважают и любят. Особенность мальчишеского хора – мутация голоса: вчера он звенел, а сегодня засипел, захрипел. Мы бережем всех, ищем те ноты, которые звучат ярко. Так закладывается основа крепкого коллектива.

IMG_1471

У вас есть мечта – невероятная, заоблачная?

Если бы в Екатеринбурге все мальчики двух-трех лет пели в Капелле, то через десять-пятнадцать лет мы бы жили в другом городе. Наш Степа Мальцев, который пел в Олимпийском хоре, сказал: «Я буду строителем. Буду петь и строить». Он построит совершенно другие дома и улицы. Дома-песни! Когда душа поет, хочется жить в красивом городе. Внутри себя мы создаем сад, который может цвести или погибнуть. Затем переносим внутренний мир во внешний. Каждый человек – творец.

 

Безымянный-1

Сергей Пискунов

директор Обособленного подразделения«Медицина АльфаСтрахования г. Екатеринбург»

Одиннадцать лет в Капелле – это детство и юность, которые можно пожелать всем. Тот потенциал, который в нас вложили Детская филармония и Капелла, нельзя было не реализовать в последующей жизни. Мы состоялись, благодаря тем жизненным ценностям, которые нам, детям, прививали Лариса Александровна Балтер и наши педагоги. Мы формировались здесь как личности, впитывая понятия настоящей, крепкой, искренней, бескорыстной дружбы, порядочности, неподлости, верности, преданности, взаимопомощи, человеческого достоинства. Мы были носителями великой российской хоровой культуры. В нас вовремя был заложен правильный сценарий формирования мужчины как личности. От своего лица и от лица «Капелланов» нашего поколения я благодарю Детскую филармонию и ее педагогов за наше счастливое детство и желаю сегодняшнему педагогическому и детскому коллективу не только больших творческих успехов, но и продолжить нести исторически сложившуюся миссию – воспитывать настоящих людей и становиться достойными членами нашего общества. Не растерять, а сохранить и приумножить культурные и общечеловеческие ценности нашего народа.

 

небедухин

Евгений Каюмов 

региональный менеджер компании “Синергия”

Наше время в Капелле – сложный период жизни для страны. Но это сейчас так говорят, а тогда мы об этом не думали, меня три-четыре раза в неделю с Уралмаша возили в Детскую филармонию сначала мама и бабушка, потом –старшая сестра, а потом уже ездил самостоятельно. Здесь было очень здорово, хоть и сложно. Мы не болтались по дворам и подвалам, что опять-таки понимали родители, а мне же безотчетно нравилось заниматься в Капелле. Я чувствовал, что мне здесь очень хорошо, что пение не мешает учиться, общаться со сверстниками. Я не связал жизнь с музыкой, но время, проведенное в Капелле – лучшие годы моей жизни. Пение в хоре, выступление на сцене способствовало духовному развитию, сделало меня уверенным в себе, дало возможность состояться в жизни. Все мои друзья отсюда.

 

попов

Илья Попов

заместитель главы Невьянского городского округа по социальным вопросам

Капелла мальчиков и юношей – отрезок жизни, наполненный бурей эмоций, взрослением и большим количеством поездок, выступлений, наработкой умения вести себя на сцене, не теряться, чувствовать себя уверенно везде. Капелла с самого начала строилась на личностях Ларисы Балтер и Юрия Бондаря. Они вкладывали в нас душу, стояли у самых истоков нашего воспитания. Ведь мальчики приходили в Капеллу совсем маленькими. Для меня Лариса Александровна – женщина, которую уважали, чуть боялись и восхищались ее красотой одновременно. На сцене самый ответственный момент – пауза перед тем, как начать петь. Все поджималось внутри и ждали, когда она даст знак. Из самых ярких воспоминаний – участие в опере «Борис Годунов» и концерт с Муслимом Магомаевым. Оглядываясь назад, понимаешь, с каким талантищем находился на сцене. Порой даже не верится в это. В те годы возможность съездить куда-то была далеко не у всех, а мы посмотрели другие города и страны. Капелла гремела, и заниматься в ней было престижно.

 

пискунов

Андрей Небедухин

генеральный директор клиники «Магнолия»

Я попал в Капеллу из профтехобразования, может она меня и вытащила из трущоб Вторчермета в начале 1980-х. Пришел в хор зимой, когда было холодно петь под гитару на улице. Оказалось, что здесь совершенно нормальные парни. Три года, что я пел, вся жизнь крутилась вокруг Капеллы – гастроли, поездки, репетиции. Для меня это самые радостные, беззаботные и счастливые годы жизни. Никогда не забуду исполнение музыки Архангельского, мы пели на двадцать шесть голосов, и казалось, что звучит орган. Сцена дала нам артистизм, шарм, свободу, благодаря ее воспитанию мы легко входим в любые коллективы, легко общаемся и сходимся с людьми. У мужского хора – особая энергетика. И удивительно, что такой брутальный хор создала женщина. Харизма Ларисы Балтер, ее улыбка завораживала и очаровывала. Как-то так легко у нас все шло, без нудных репетиций, но с общим делом. Выпускники Капеллы, мы больше чем друзья, и до сих пор –вместе.

IMG_8376 [Разрешение рабочего стола]

 

http://ekb.urpur.ru/statya/kapella-malchikov-i-yunoshej-detskoj-filarmonii/