«Научитесь слышать своих детей!»

В «Мамином клубе» прошла встреча с психологом и педагогом Еленой Тавриной на тему «Талантливый ребенок – как пройти «огонь, воду и медные трубы»?» Инициаторами встречи выступили родители воспитанников Детской филармонии, для которых важно понимать, как поддержать психологическую устойчивость, здоровье детей, живущих интенсивной творческой жизнью. Зашел разговор и о взаимопониманиях в семье и коллективе, об умении справляться с трудностями. А первый вопрос был о критериях одаренности, о том, как понять, что твой ребенок может «хватать звезды с неба»?

- Любой дар от Бога, это приходит в нашу жизнь уже с ребенком , - говорит Елена Юрьевна. –Критерием одаренности можно считать ту внутреннюю увлеченность, с которой малыш или уже подросток живет, с которой он осуществляет деятельность, чем бы ни занимался. Обычно одаренный человек имеет большой диапазон увлечений. Конечно, что-то проявляется ярче, а что-то из способностей не так явно заметно, потому не было провокации на развитие этого таланта. Раскрытие личности должно быть каким-то образом спровоцировано, должны возникнуть условия для реализации способностей. Зачастую то, что мы считаем помехой в жизни, может являться провокацией к раскрытию таланта, одаренности…

- Как помочь раскрыться способностям ребенка?

- Во-первых, не мешать ему пробовать свои силы. Задача родителей - предоставить широкий выбор сфер, возможностей для увлечений. Очень часто так бывает, что мама и папа, учитывая свои способности или предпочтения, решают за ребенка, чем ему заниматься. Когда его поставили перед авторитетным мнением взрослого, ребенок может внешне не показать, что он внутренне сопротивляется, а это противоречие живет внутри долгие годы, во многом определяя, насколько смело и решительно он будет раскрывать себя. Когда ребенок живет по заранее выстроенной жесткой схеме, последствия могут быть негативными: нервные срывы, истерики. В дальнейшем же человек, занимающийся тем, что ему не нравится, будет чувствовать себя не в своей тарелке, неудачником, боящимся что-то пробовать новое, искать себя. Уверена, родители должны постоянно что-то пробовать с ребенком, чтобы тот почувствовал, что ему близко, что вызывает вдохновение.

- Елена Юрьевна, даже в любимом деле бывают трудности, неудачи, как с этим помочь справиться ребенку?

-Каждый родитель, приводя ребенка в творческий коллектив, спортивную секцию, должен отчетливо представлять, зачем он это делает. В нежном возрасте ребенок ещё не просчитывает перспективу своего жизненного пути. Это делает за него взрослый. Родитель ставит какую-то цель и задачу. Он может и не озвучить её, но дети очень хорошо считывают это, даже на невербальном уровне. Он будет стараться соответствовать той высокой планке, которую перед ним поставили. Но чем он за это расплачивается? Надо понимать, что не только способности, но и возможности человеческого организма очень разные. Устойчивость психики, к примеру, адаптивность, возможность проживать ситуацию и двигаться дальше. Кто-то справится за счет внутренних сил организма, а кто-то начинает болеть, уходит в психосоматику. Только за счет маминых подбадриваний очень сложно ребенка реабилитировать, если он не увлечен, а делает потому, что «надо».

-Но есть и такой фактор, как временная усталость…

-- Да, к сожалению, мы живем в такое время, когда перегружены информацией, делами и дети, и взрослые. И бывает наступает момент, когда требуется передышка. Тело ребенка, да и взрослого человека, достаточно умный инструмент. Любая внимательная мама может понять, когда ребенок чувствует себя вымотанным. Но, зачастую, мы не хотим воспринимать это всерьез. Мы уговариваем «поднажать», обещая, что потом он отдохнет. Но все не так просто, потом уже может наступить апатия, потому что где-то перегнули. Сначала вдох – затем выдох. Нельзя вдыхать до бесконечности. В конечном счете, всегда должен выбирать ребенок. Обязательно нужно сохранять уважение к его личности, только так можно сберечь потенциал, заложенный от природы.

-Можно поправить ситуацию, когда кажется, что сын или дочь ничем не интересуются, кроме телевизора, компьютерных игр, смартфонов?

- Компьютерные игры и мультики во главе угла, значит, взрослым не удалось привить ребенку интерес к более широкой и живой жизни. Получается, что виртуальный мир моделирует его реальность. Как правило, этим детям не хватает внимания родителей, общения с природой. У взрослых должны находиться время и силы не только на работу, но и на контакт со своими детьми, только так можно передать накопленный опыт, поделиться своим взглядом на мир. Но надо понимать и то, что дети – это новый социум. Нужно быть готовым познавать новый мир. А в целом, если вы видите, что ребенок «зависает в сети», ему ничего другого не интересно, то надо брать его (и себя!) под руку и вести показывать интересные места, заинтересовывать , объяснять, что не вся жизнь в компьютере. Конечно, важно не упустить момент. И очень постараться найти дело, занимаясь которым и ребенок, и вы будете ощущать вкус жизни, успешную самореализацию. Каждая мама хочет видеть своего ребенка счастливым, здоровым, а потом уже успешным. Если он не будет лучше всех, вы перестанете его любить? Конечно, нет. Поэтому ребенок должен чувствовать, что вы его любите вне обстоятельств. Об этом надо говорить, постоянно подтверждая своим пониманием и поддержкой. Предлагайте ребенку совместный досуг, которым он мог бы заинтересоваться, это и будет альтернатива гаджетам, компьютерной реальности.

-Что делать, если ребенок научился манипулировать?

-Отношения с родителями, которые строятся на манипуляции типа «не дали компьютер – не любите», говорят о том, что взрослые на каком-то этапе не справились с воспитанием. Мама-папа не смогли показать, что они уверены, тверды, что четко разграничено, что можно, а что нельзя, где права ребенка, а где права родителя. Каждый возрастной этап будет сопровождаться новым способом «раскачки» своих завоеваний. Если вы видите, что ребенок начинает устраивать манипуляцию, то спокойно скажите: «Я люблю тебя, именно поэтому тебе на сегодня хватит компьютера».

- Как поддержать своего ребенка в случае неудачи, жесткой критики, тяжелого дня?

- Дети в коллективе соревнуются всегда. Они видят, каких успехов достигают их сверстники. Как взрослые к ним относятся, какие слова употребляют, как проявляют свое отношение ( взгляда, кивка, жеста бывает достаточно). Все мимолетно, сиюминутно, но ребенок переживает это болезненно – ему кажется, что он не успешен. Это мешает общему развитию, особенно, если он поставлен в жесткие рамки и старается им соответствовать – горение живого огня затухает, перекрывается словом «надо»…Важно и воспитывая умение общаться с друзьями, в коллективе. Нужно объяснить, что люди независимо от возраста бывают разные. К сожалению, можно услышать грубые слова, и во взрослой жизни происходят конфликты. Он ни в чем не виноват , если кто-то сказал плохие слова , то он за них и ответственен. Это другой сказал, это другой неправильно думает, а ты сам не становишься от этого хуже.

-Что самое главное в отношениях с ребенком?

-Взрослым очень важно быть честными с детьми, чтобы оставаться в доверительных, тесных отношениях. Нужно делиться и хорошим, и грустным, говорить с ними на равных даже, если вам не нравится то, что ребенок говорит или делает. Это ваш ребенок, он в любом случае плод вашего воспитания и образа жизни. Не должно быть фальши в отношениях, иначе подросток, зная, чего ждут от него родители, дежурно всегда отвечает «нормально». Если ваш ребенок приходит подавленным после школы, тренировки или репетиции, поставьте себя на его место. Вы приходите домой грустные, что вам нужно в это время ? Чтобы поговорили, выслушали, поддержали. Он должен почувствовать, что между вами нет пропасти, даже, если где-то его раскритиковали, оттолкнули, показали, что он не соответствует чьим-то представлениям. Родители могут чуткой поддержкой все это компенсировать, чтобы восстановить внутреннее равновесие любимого человека.

Алина КРЫЛОВА.